РАЗВИТИЕ
РАЗВИТИЕ
ОБЩИХ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ШКОЛЬНИКОВ
УМЕНИЕ – самый элементарный уровень выполнения действий.
НАВЫК – упрочившийся способ выполнения действий.
1 класс
Организация учебного труда
Ребята должны учиться: приводить в порядок рабочее место
для занятий в классе; соблюдать правильную осанку во время работы; правильно
пользоваться учебными принадлежностями; понимать учебную задачу, поставленную
учителем; проверять свою работу по образцу; правильно её оценивать.
Учиться помогать учителю в проведении занятий.
Работа с книгой и другими источниками информации
Читать тексты словами и слогами, правильно выделять
ударный слог. Участвовать в тихом хоровом чтении. Темп чтения вслух к концу
года – 30 слов в минуту.
Учиться правильно пользоваться учебником, под
руководством педагога работать над текстами учебника, обращаться к оглавлению,
вопросам, заданиям, образцам.
Воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку,
стихотворение; рассказать, о чем слушали; давать простейшую оценку
прослушанному; членить текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о
ком или о чем говорится, что говорится. Слушать детские радиопередачи,
передавать их содержание.
Иметь общее представление о библиотеке. Уметь бережно
обращаться с книгой, учиться различать основные элементы книги – переплет,
корешок, страница, иллюстрации; правильно называть детские книги.
Культура устной и письменной речи
Уметь отвечать на отдельные вопросы; подробно излагать
содержание небольшого рассказа, сказки; составлять связный текст на основе
картинки и вопросов учителя; давать простейшее описание растения, животного.
Списывать слова и предложения, написанные печатным и
рукописным шрифтом; записывать слова, написание которых не расходится с
произношением; писать большую букву в начале предложения; учиться правильно
оформлять тетради и письменные работы. Примерный темп письма к концу года – 10
знаков в минуту.
2 класс
Организация учебного труда
Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего
места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными
принадлежностями; соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную
задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать
в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результату; учиться правильно
оценивать свое отношение к учебной работе.
Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться
работать вместе с товарищем.
Работа с книгой и другими источниками информации
Правильно, сознательно читать целыми словами, соблюдать
ударение, паузы, интонацию конца предложения. Пользоваться выборочным чтением.
Темп чтения вслух – 50 слов в минуту.
Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением,
находить тексты в оглавлении и на определенной странице книги; пользоваться
заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
Внимательно слушать чтение учителем или товарищем
художественных и научно-популярных текстов, соответствующих требованиям
программы, рассказ, объяснение учителя, ответы ребят.
Соблюдать правила пользования библиотекой; различать
основные элементы книги; уметь самостоятельно знакомиться с детской книгой,
находить фамилию автора, название произведения, по иллюстрации составлять
представление о примерном содержании книги; учиться проводить несложный ремонт
книги.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы, объединенные темой; самостоятельно
формулировать вопрос к картинке, предложению, слову; вести простейший диалог на
основе картинки, кадра диафильма; подробно пересказывать содержание учебного
текста, сказки, рассказа; пересказывать условие и ход решения задачи.
Осваивать основные виды письменных работ: списывание.
Запись под диктовку, изложение текста, сочинение рассказа. Темп письма к концу
года – 25 знаков в минуту.
3 класс
Организация учебного труда
Уметь самостоятельно готовить рабочее место в классе и
дома; привычно соблюдать правильную осанку; выполнять советы учителя по
оказанию помощи товарищам в учебной работе; придерживаться заданного темпа
работы; овладевать отдельными приемами контроля; учиться оценивать работу
товарища; планировать учебные занятия в режиме дня.
Оказывать необходимую помощь учителю в подготовке
оборудования к уроку, работать самостоятельно и вместе с товарищем.
Работа с книгой и другими источниками информации
Правильно, сознательно и выразительно читать целыми
словами; выделять при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между
предложениями и абзацами. Пользоваться выборочным чтением и чтением по ролям.
Темп чтения вслух – 80 слов, про себя – 100-120 слов в минуту.
Ориентироваться в содержании учебника, самостоятельно
знакомиться с текстами; пользоваться простейшими схемами, таблицами;
использовать образцы, данные в учебниках, при выполнении работы и контроле.
Слушать чтение несложных художественных и
научно-популярных текстов, выделяя основные смысловые компоненты,
последовательность и причинность событий; слушать рассказ, объяснение учителя,
производя элементарный смысловой анализ, слушать и оценивать ответ товарища по
содержанию и выразительности речи.
Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке;
находить нужную книгу; определять примерное содержание незнакомой книги по её
элементам, титульному листу, оглавлению, предисловию, послесловию.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы по тексту; уметь сформулировать
вопросы к тексту, ответу ученика; вести простейший диалог по несложной теме на
основе картинки; подробно пересказывать содержание прочитанного и выслушанного
текста, ход решения задачи; рассказывать о своих наблюдениях за природой.
Осваивать новые виды письменных работ: изложение текста
по готовому плану, сочинение рассказа. Совершенствовать технику связного,
ритмичного письма. Темп письма – 40 знаков в минуту.
4 класс
Организация учебного труда
Привычно готовить рабочее место для занятий и труда;
самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда, режима дня;
понимать учебную задачу, поставленную учителем, и действовать строго в
соответствии с ней; работать в заданном темпе; учиться оценивать учебные
действия по образцу оценки учителя.
Уметь работать самостоятельно и вместе с товарищем;
оказывать необходимую помощь учителю на уроке и вне его.
Работа с книгой и другими источниками информации
Читать в соответствии с литературными нормами;
пользоваться разными видами чтения; уметь самостоятельно подготовиться к
выразительному чтению. Темп чтения вслух – 120, про себя – 120-140 слов в
минуту.
Самостоятельно обращаться к вопросам и заданиям учебника;
работать со словарем; использовать образцы в процессе самостоятельной работы;
учиться самостоятельно составлять простой план.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, усваивая
основные положения; воспроизводить основные смысловые компоненты прослушанного
в беседе; слушать товарища, подвергая ответ простейшему анализу. Самостоятельно
выбирать и читать детские книги, периодику, использовать их на уроках и во
внеурочное время.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы по тексту и теме в соответствии с их
характером; ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя, ответу
ученика; вести несложный диалог по теме на основе картинок, иллюстраций;
учиться связно отвечать по плану, самостоятельно строить небольшой рассказ,
сжато пересказывать содержание прочитанного; связно излагать свои учебные
действия.
Владеть основными и осваивать новые виды письменных
работ: письмо товарищу, дневниковые записи.
Темп письма – 50 знаков в минуту.
5 класс
Организация учебного труда
Привычно выполнять правила гигиены учебного труда;
самостоятельно составлять режим учебной работы с учетом степени трудности
предметов; учиться определять задачи учебной работы; планировать основные этапы
ее выполнения; использовать наиболее рациональные способы, показанные учителем.
Уметь работать самостоятельно, вместе с товарищем, в
группе учеников на уроке и вне его.
Работа с книгой и другими источниками информации
Правильно, сознательно и бегло читать научно-популярные и
публицистические тексты, различать чтение орфоэпическое и орфографическое,
логическое и пунктуационное, выразительно читать художественные произведения.
Темп чтения вслух – 120, про себя – 140-170 слов в минуту.
Учиться выделять главное в текстах, работать с понятиями;
овладевать отдельными формами систематизации учебного материала; при усвоении
содержания учебника составлять простой и сложный план. Слушать чтение, рассказ,
объяснение учителя, ответы учащихся, выделяя основные мысли; воспроизводить основные
мысли прослушанного в беседе, сохраняя, если необходимо, особенности стиля
высказывания; учиться слушать и исправлять свою речь.
Подбирать книги по теме, привлекать материалы
дополнительного чтения на уроках и во внеурочное время.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы различного характера; учиться ставить
разные по характеру вопросы к тексту, рассказу учителя, ответу ученика; вести
диалог на материале несложных учебных тем с использованием наглядности и без
нее; пересказывать по плану.
Владеть основными видами письменных работ и осваивать
новые. Темп письма – 60 знаков в минуту.
6 класс
Организация учебного труда
Привычно соблюдать правила гигиены учебного труда;
руководствоваться самостоятельно составленным режимом дня; планировать свою
деятельность при выполнении конкретных учебных заданий; наиболее рациональные
способы их выполнения; контролировать и оценивать выполненные задания по
образцу, по ходу выполнения, по результатам; действуя самостоятельно или вместе
с товарищем, сохранять темп работы.
Работа с книгой и другими источниками информации
Совершенствовать основные виды чтения, пользоваться
аналитическим и объяснительным чтением; осмысливать основную информацию при
чтении в нормальном темпе учебных текстов; совершенствовать выразительное
чтение художественных произведений. Темп чтения вслух – 140, про себя – 170-210
слов в минуту.
Выделять главное в тексте параграфа, разбираться в
содержании и структуре определения понятия; проводить анализ и сравнение
учебного материала на основе готовых логических схем; использовать план для
систематизации знаний по теме.
Слушать чтение, рассказ, объяснение учителя, ответы
учащихся, выделяя основные мысли, фиксируя их в виде плана; определять стили
звучащего текста; анализировать ответы учеников по определенному плану; слушать
и исправлять свою речь. Подбирать дополнительную литературу к урокам,
внеклассным мероприятиям, собирать текущий материал к определенным темам; с
помощью учителя составлять индивидуальный план чтения.
Культура устной и письменной речи
Различать характер вопросов и отвечать в соответствии с
ним, ставить разные по характеру вопросы к тексту учебника, объяснению учителя,
ответу ученика; вести диалог на материале учебных и свободных тем;
совершенствовать умение пересказывать по плану содержание учебных текстов,
отрывков из художественных произведений; создавать связные высказывания,
различные по стилю, типу речи, композиции, на основе сравнения фактов, явлений.
Владеть основными видами письменных работ и осваивать
новые: заметка в газету, объявление.
Темп письма – 70 знаков в минуту.
7 класс
Организация учебного труда
Самостоятельно определять учебные задачи; планировать
учебные действия; сознательно выбирать наиболее рациональные способы выполнения
учебного задания; овладевать разными формами контроля и самооценки; начать
работу по самообразованию
Активно участвовать в коллективной познавательной
деятельности на уроке и вне его; овладевать содержанием работы консультанта по
предмету.
Работа с книгой и другими источниками информации
Пользоваться освоенными видами чтения, в зависимой от
поставленной цели читать в заданном темпе; соблюдать необходимую меру
выразительности при чтении любых текстов. Темп чтения вслух – 150, про себя –
210-250 слов в минуту.
Совершенствовать умение выделять главное; осваивая
содержание, опираться на логическую структуру учебной темы; пользоваться планом
для систематизации знаний по теме; использовать сравнение для выявления общего
и особенного в событиях, процессах, явлениях; осуществлять сравнение на основе
текстов и иллюстраций.
Учиться использовать план для передачи содержания
прослушанного; различать стили и типы речи в звучащих текстах; воспроизводить
основные мысли; анализировать ответы других учащихся в соответствии с установленной
схемой.
Систематически работать со словарями; делать выписки из
книг и журналов, правильно оформлять, систематизировать и хранить их,
использовать в учебной и общественной работе.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы различного характера, с помощью
самостоятельно сформулированных вопросов уточнять содержание усваиваемой темы;
вести диалог с целью закрепления изученной учебной темы; строить сообщение на
основе типового плана; составлять связные тексты типа индивидуальной или сравнительной
характеристики.
Владеть основными видами письменных работ. Темп письма –
70 знаков в минуту.
8 класс
Организация учебного труда
Самостоятельно определять задачи предстоящей учебной
деятельности, планировать ее; овладеть продуктивными способами учебы;
анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность;
учиться планировать работу по самообразованию; работать консультантом.
Работа с книгой и другими источниками информации
Владеть сформированной техникой чтения вслух; совершенствовать
технику чтения про себя; извлекать из текста необходимую информацию;
фиксировать внимание на содержании и литературной форме текста. Темп чтения
вслух – не менее 150, про себя – 250-270 слов в минуту.
Работать с основными понятиями темы; выявлять логическую
схему текста отдельных параграфов; пользоваться простым и сложным планом;
учиться устанавливать межпредметные связи на основе знаний; использовать
таблицы, схемы, графики для систематизации знаний; делать обобщающие выводы по
теме.
Учиться в процессе прослушивания, объяснения вести записи
основного содержания; воспроизводить содержание прослушанного в форме простого
или сложного плана; анализировать прослушанный текст со стороны содержания и
формы.
Учиться работать с публицистической и
общественно-политической литературой; использовать такие элементы книги, как
комментарии авторские, переводчика, редактора; регулярно работать с
периодическими изданиями, адресованными учащимся старшего школьного возраста;
самостоятельно составлять индивидуальный план чтения.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы в соответствии с их характером, уметь
самостоятельно формулировать вопросы на применение знаний; учиться вести диалог
в целях получения новой информации; владеть разными видами типовых ответов;
связно излагать материал из различных источников; составлять характеристики.
Овладевать новыми видами письменных работ: рецензия на
ответ ученика, план, тезисы, конспект, протокол, заявление. Темп письма –
80-100 знаков в минуту.
9 класс
Организация учебного труда
Планировать учебную и самообразовательную деятельность с
учетом рекомендаций учителя, классного руководителя; определять и анализировать
средства ее выполнения; осуществлять самоконтроль и давать самооценку своей
учебной и самообразовательной деятельности.
Активно участвовать в организации коллективной
познавательной деятельности в классе и в школе, в общественных смотрах знаний.
Работа с книгой и другими источниками информации
Владеть всеми видами учебного чтения; сохранять
максимальный темп при ознакомительном чтении; совершенствовать технику
извлечения информации; совершенствовать выразительность чтения художественных
произведений. Темп чтения вслух – не менее 150, про себя – 270-290 слов в
минуту.
Самостоятельно изучать несложные учебные темы; осваивать
решение некоторых видов поисковых задач; устанавливать межпредметные связи в
отдельных учебных заданиях; пользоваться сформированным приемом выделения
главного; самостоятельно составлять логические схемы типовых ответов; уметь
обобщать, систематизировать материал в пределах учебной темы. Слушать лекцию
учителя, доклад ученика с опорой на план или без него; соединять восприятие
содержания лекции, доклада с записями основных положений в виде плана, тезисов
или конспекта; воспроизводить основные мысли прослушанного в виде рецензии.
Учиться работать с критической литературой; совершенствовать методы работы с
периодическими изданиями; составлять каталог прочитанных книг.
Культура устной и письменной речи
Отвечать на вопросы в соответствии с их характером и
назначением; вести диалог в целях получения, уточнения, систематизации
информации; связно излагать материал из нескольких источников; пользоваться
свернутыми формами ответа. Практически использовать следующие основные виды
письменных работ: списывание, запись под диктовку, изложение, сочинение, план,
тезисы, конспект….
Темп письма – 100 знаков в минуту.
10 класс
Организация учебного труда
Самостоятельно планировать свою учебную и
самообразовательную деятельность; отбирать рациональные способы ее выполнения;
пользоваться всеми освоенными формами контроля и оценки учебной и
самообразовательной деятельности. Учиться руководить учебной работой своей
группы в классе, активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.
Работа с книгой и другими источниками информации
Овладевать техникой скорочтения; совершенствовать технику
извлечения информации при динамическом и замедленном чтении; пользоваться
приемом перечитывания текстов; свободно пользоваться всеми видами учебного
чтения. Темп чтения вслух – не менее 150, про себя – 290-310 слов в минуту.
Определять структуру звучащего текста, способ организации
смысловых единиц; соответствие литературной формы содержанию текста;
использовать различные формы записи звучащего текста: план, тезисы, конспект,
таблица, график и пр.; осуществлять анализ прослушанного со стороны содержания,
формы, назначения; критически воспринимать свою и чужую звучащую речь,
определять способы ее совершенствования. Учиться подбирать материалы по
интересующим проблемам, руководствуясь индивидуальным планом чтения.
Культура устной и письменной речи
Развивать мысль в логике поставленного вопроса;
включаться в коллективное обсуждение; делать сообщение, доклад на основе разных
источников знаний, используя при необходимости форму рассуждения,
доказательства; связно излагать тему, цель, гипотезу, ход и результаты
проведенной частично-поисковой или исследовательской работы.
Практически пользоваться всеми учебными видами письменных
работ. Темп письма – 110-120 знаков в минуту.
11 класс
Организация учебного труда
Владеть сформированными умениями и навыками учения и
самообразования, самокритично оценивать их результаты.
Уметь руководить учебной работой своей группы в классе,
активно участвовать в организации и проведении различных видов коллективной
познавательной деятельности в школе.
Работа с книгой и другими источниками информации
Владеть системой сформированных навыков чтения,
самостоятельно определять цель чтения, выбирать вид чтения и его темп, формы
извлечения и систематизации информации в зависимости от поставленной цели,
характера учебной ситуации. Темп чтения вслух – не менее 150, про себя –
310-330 слов в минуту.
Самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной
программы, фиксировать в записях их основное содержание; анализировать учебный
материал, выявлять аналогии; овладевать наиболее общими способами решения
относительно широкого круга проблем; владеть приемами систематизации учебного
материала внутри предмета и на основе межличностных связей.
Владеть навыками аналитического подхода к текстам,
воспринимаемым на слух; осуществлять частичный или целостный анализ звучащего
текста.
Систематически работать в библиотеках с
общественно-политической, научной, художественной, справочной литературой;
совершенствовать свою работу по пропаганде книги.
Культура устной и письменной речи
Пользоваться формами диалогической речи для решения
различных учебных задач; уметь аргументировать свое высказывание; свободно
владеть основными видами ответов; логично излагать материал межпредметного
характера; уметь свертывать и развертывать учебную информацию; рецензировать
учебный материал, ответ ученика, придавая анализу целостную, законченную форму.
Практически пользоваться всеми видами письменных работ; редактировать
свой и чужой текст. Темп письма – 120 знаков в минуту.
|