На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Внутришкольный контроль"
 Профилактика неуспеваемости
 Состояние преподавания русского языка и литературы
 Анализ выполнения учебных планов и программ
 Педагогический анализ во внутришкольном управлении
 План внутришкольного контроля
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: неизвестен

ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ

ПРИМЕРНЫЕ      ЦЕЛИ   ПОСЕЩЕНИЯ   УРОКОВ.


Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.


Программа:

 

  • Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.
  • Посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
  • Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
  • Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
  •  

    Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.


    Программа:

     

  • Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.
  • Узнать определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).
  • Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.
  •  

     

    Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.


    Программа:

     

  • Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
  • Выявить, систематически ли использует учитель МПС.
  • Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
  • Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.
  •  

    Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.


    Программа:

     

  • Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.
  • Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.
  • Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.
  • Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).
  • Посмотреть, применяются ли разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).
  •  

     

    Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.


    Программа:

     

  • Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
  • Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.
  •  

     

    Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.


    Программа:

     

  • Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.
  • Проанализировать, обосновано ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.
  • Посмотреть, носит ли материал научный характер.
  • Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.
  •  

     

    Цель:  выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.

     


    Программа:

     

  • Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.
  • Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.
  • Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных и общетрудовых умений и навыков.
  • Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.
  •  

    Цель:  проверить эффективность использования на уроке ТСО.

     


    Программа:

     

  • Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.
  • Определить, приучает ли ТСО к рациональности и самостоятельности приобретения знания.
  • Способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.
  • Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
  •  

     

    Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.

     


    Программа:

     

  • Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.
  • Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.
  • Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать свое рабочее место.
  • Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.
  •  

     

    Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.

     


    Программа:

     

  • Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.
  • Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.
  • Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.
  • Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
  •  

     

    Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.

     


    Программа:

     

    1.Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

    Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.

    Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.

    Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.

     

     

    Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.

     


    Программа:

     

  • Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.
  • Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
  • Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся чтобы предупредить их повторения другими.
  •  

     

    Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.

     


    Программа:

     

  • Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.
  • Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.
  • Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.
  •  

     

    УРОК   В   СВЕТЕ   СОВРЕМЕННЫХ   ТРЕБОВАНИЙ.

  • Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания.
  • 1.Образовательные задачи:

    • формирование понятий, законов;
    • выработка умений, навыков по предмету;
    • формирование навыков учебного труда.

    2.Воспитание учащихся на уроке:

    • комплексное воспитание, всестороннее развитие;
    • НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

    3.Содержание:

    • полнота (в соответствии с программой);
    • научность
    • связь с жизнью;
    • доступность(но, высокая степень трудности);
    • опора на межпредметные связи;
    • систематичность и последовательность (опора на логику учебника)

    4.Форма:

    • место урока в системе уроков по теме;
    • оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;
    • целенаправленное разнообразие структуры урока;
    • завершенность всех видов работ;
    • дифференцированные наборы заданий;
    • рациональные формы обратной связи: учитель - ученик;
    • отсутствие шаблона;
    • разумная плотность урока (без рабочих пауз), экономия времени.

    5.Методы:

    • соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;
    • методы, направленные на формирование познавательных интересов положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др. );
    • методы, активизирующие мышление;
    • методика, самостоятельных работ.
    • выработка навыков НОТ (через методы);
    • использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;
    • характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного сравнения, анализа, установления причинно - следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).
  • Условия обучения. Технология урока.
    • педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость учителя, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
    • санитарно - гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);
    • психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
    • предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;
    • учебно - материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);
    • рабочее место учителя и ученика;
    • рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);
    • влияние организации урока на обучение и воспитание.
  • Результаты:
    • выполнение поставленных целей;
    • объем знаний, умений, навыков;
    • их прочность, действенность;
    • осознанность;
    • преемственность;
    • результативность письменных работ;
    • продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.

    ТРЕБОВАНИЯ   К   ПОСТРОЕНИЮ   УРОКА.

  • Соответствие урока программе по месту и по времени.
  • Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.
  • Идейность и научность.
  • Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.
  • Преподнесение нового материала.
  • Соблюдение принципов развивающего обучения.
  • Связь с жизнью.
  • Наглядность обучения, использование ТСО.
  • Работа с книгой.
  • Зарождение новых понятий, радость познания.
  • Организация тренировочных упражнений.
  • Самостоятельность в работе учащихся.
  • Активность и инициатива учащихся.
  • Охват учащихся разнообразными формами работы.
  • Охват устной и речевой практикой.
  • Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).
  • Организация проверки знаний учащихся.
  • Состояние глубины и прочности знаний учащихся.
  • Соответствие оценок и аннотации к ним.
  • Организация домашнего задания.
  • Темп хода урока.
  • Педагогический такт учителя.
  • Речь учителя, его субъективные достоинства.
  • Работа над произношением.
  • Словарно - фразеологическая и стилистическая работа.
  • Развитие связной речи, практическая направленность.
  • Изучение грамматики, лексики.
  • Техника чтения.
  • Культура речи и письма.
  • Изучение литературных произведений.
  • Система письменныхработ.
  • ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.

  • Как решаются на уроке основные образовательные задачи, включая формирование общих и специальных умений и навыков учебного труда?
  • Как решаются на уроке задачи формирования мировоззрения, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.
  • Как решаются на уроке задачи развития интереса к учению, мышления, воли, эмоциональной сферы деятельности.
  • Как учитываются особенности класса при планировании и решении задач урока.
  • Оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения.
  • Оптимальность содержания урока (объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.).
  • Оптимальность избранных методов обучения(цель урока, специфика класса, тема) словесных, наглядных и практических, индуктивных и дедуктивных, репродуктивных и поисковых, методы самостоятельной работы, методическое стимулирование методов контроля за эффективностью контроля.
  • Оптимальность сочетания форм обучения на уроке (общеклассных, групповых, индивидуальных), дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.
  • Оптимальность применения разнообразных средств на уроке.
  • Морально - психологический и эмоциональный климат на уроке. Личностное влияние учителя.
  • Оптимальность объема сложности домашнего задания и способов инструктирования о его выполнении.
  • Результативность урока:
  • а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков;
    б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать;
    в) оценка ожидаемых изменений воспитанности школьника.
    Недостатки: учителям не удаются два типа уроков:
    а) уроки объяснения нового материала;
    б) уроки повторения.
    Не отводится большая часть времени на объяснение и первичное закрепление нового материала, нет системы подготовительных упражнений, объяснение проходит скоротечно, не организовано достаточное количество практических действий, нет реализации дидактических целей, плохо реализуются упражнения учебника, учебник используется на 20%, учителя берут более легкие упражнения. Обратить внимание на работу с учебником.
    При решении задач преобладают фронтальные методы.
    Преемственность: учителя средних классов не знают программы начальных классов.


    ПРОГРАММА   ИЗУЧЕНИЯ   ШКОЛЬНИКОВ.

     


    Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
    Содержание:

  • Нравственность, общественная и трудовая активность.
  • Отношение к учению, познавательная активность.
  • Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.
  • Интеллектуальное развитие, темпы усвоения материала.
  • Навыки учебного труда, умение рационально учиться.
  • Волевые качества.
  • Эстетическое развитие, культурный кругозор.
  • Физическое развитие.
  • Сознательность дисциплины, поведения.
  • Воспитательное влияние семьи.
  • Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.
  • По каким предметам надо улучшить успеваемость.
  • Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.
  •  

     

     

    загрузка...
    Реклама

    Все материалы сайта Rambler's Top100

    Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
    В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
    то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

    При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

    Обратная связь

    Ваш IP:
    54.162.154.91 (54.162.154.91, 54.162.154.91)