На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Инструкции для учащихся"
 Инструкция по охране труда для учащихся и лаборанта при выполнении практических и лабораторных работ в кабинете химии
 Инструктажи учащихся школы при работе в кабинете технического труда
 Инструкция по охране труда для учащихся при выполнении электромонтажных работ
 Инструкции по охране труда для учащихся школы на уроках биологии
 Инструктаж по пожарной безопасности при проведении мероприятий в УРЦ.
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: школы города

"УТВЕРЖДЕНО"

"УТВЕРЖДЕНО"
Приказ № ________
Директор школы
от «___» _________г.

 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________


ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПО ПРАВИЛАМ ПОВЕДЕНИЯ И ТБ
ПРИ РАБОТЕ В КАБИНЕТЕ ХИМИИ


1. Общие требования безопасности.

1.1 Входить в кабинет химии и лаборантскую только с разрешения учителя.
1.2 Входить в кабинет и выходить из кабинета спокойно, чтобы случайно не опрокинуть химическую посуду, оборудование либо находящиеся на столе реактивы.
1.3 Занимать в кабинете всегда одно и то же рабочее место, не переходить на другое мест без разрешения учителя.
1.4 Поддерживать чистоту и порядок на своем рабочем месте.
1.5 Во время работы на лабораторном столе не должно быть ничего лишнего. На нем могут находиться учебник, тетрадь, письменные принадлежности, справочник.
1.6 Работать сидя, быстро, но без лишней поспешности, во время работы соблюдать тишину.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1 Выполняйте только те химические опыты, которые согласованы с учителем, под его присмотром или наблюдением лаборанта.
2.2 Не начинать работу, пока не проверено, есть ли для опытов все необходимое, и не продумана последовательность выполнения каждого из них.
2.3 При нагревании растворов в пробирке пользуйтесь деревянным держателем.
2.4 Никакие вещества не пробуйте на вкус.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1 Соблюдать правила обращения с реактивами, химической посудой, лабораторным оборудованием. Знать меры предосторожности при работе в кабинете химии.
3.2 Внимательно читайте этикетку на банке с веществом, которое берется для опыта.
3.3 Реактивы для опытов берите в количествах, которые указаны в инструкции.
3.4 Если в инструкции не указано, какую массу или объем вещества надо взять, то сухое вещество берите в таком количестве, чтобы оно только покрыло дно пробирки, раствор, чтобы занял не более 1 /6 объема пробирки.
3.5 Остаток взятого реактива нельзя сливать (ссыпать) обратно в сосуд, где он хранился. Его следует сливать (ссыпать) в отдельную банку.
3.6 При наливании жидкостей сосуд с реактивами берите так, чтобы этикетка была направлена в сторону ладони, снимайте каплю с края
горлышка сосуда, иначе жидкость будет стекать по стеклу, портить этикетку, может повредить кожу рук.
3.7 Сосуд, из которого взяли реактив, сразу же закройте пробкой и поставьте на место.
3.8 Не заглядывайте в пробирку, в которой нагревается жидкость, и не наклоняйтесь над сосудом, в который напивают какую-либо жидкость, потому что мельчайшие капли могут попасть глаз.
3.9 Нюхайте все вещества осторожно, не наклоняйтесь над пробиркой и не вдыхайте полной грудью, а направляйте к себе пар или газ движениями руки.

4. Требования безопасности после окончания работы.

4.1 Уберите свое рабочее место.
4.2 проверьте, закрыты ли краны с водой.
4.3 Обязательно тщательно вымойте руки.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5.1 При работе с кислотами следует проявлять осторожность. Особенно нужно беречь глаза. При попадании кислоты на руки следует немедленно смыть ее большим количеством воды.
5.2 Попадания даже разбавленного раствора щелочи в глаза может привести к необратимой потере зрения.
При попадании раствора щелочи на руки немедленно смойте его большим количеством воды до исчезновения ощущения мылкости.
5.3 Будьте особенно осторожны при работе с нагревательными приборами.
5.4 Горючие предметы ставьте на керамическую или спиральную подставку.
5.5 Чтобы прекратить горение сухого спирта нужно накрыть его колпачком (задувать нельзя!).



Директор школы ________________
должность руководителя подразделения
/организации/ разработчика)

Подготовлено:
Ответственный по охране труда в школе ___________

 

 

"УТВЕРЖДЕНО"
Приказ № ________
Директор школы
от «___» _________г.

 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

 

Первичный инструктаж
по охране труда при проведении лабораторных опытов
и практических занятий по химии

1. Общие требования безопасности.

1.1. К проведению лабораторных опытов и практических занятий по химии допускаются учащиеся с 8-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При проведении лабораторных опытов и практических занятий по химии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
* химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
* термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
* порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
* отравления парами и газами высокотоксичных химических веществ;
* возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. Кабинет химии должен быть оснащен медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Положением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.5. Учащиеся обязаны соблюдать правила техники пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю ( преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных опытов и практических занятий, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1. Изучить содержание и порядок проведения лабораторного опыта или практического занятия, а также безопасные приемы его выполнения.
2.2. При проведении работы, связанной с нагреванием жидкостей до температуры кипения, использованием разъедающих растворов, подготовить защитные очки.
2.3. Подготовить к работе рабочее место, убрать все лишнее, убрать с проходов портфели и сумки.
2.4. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Соблюдать все указания учителя (преподавателя) по безопасному обращению с реактивами и растворами, порядку выполнения работы.
3.2. Подготовленный к работе прибор, установку показать учителю (преподавателю) или лаборанту.
3.3. Запрещается самостоятельно проводить любые опыты, не предусмотренные данной работой.
3.4. Запрещается выносить из кабинета и вносить в него любые вещества без разрешения учителя (преподавателя).
3.5. Постоянно поддерживать порядок на рабочем месте, обо всех разливах растворов, а также о рассыпанных твердых реактивах немедленно сообщить учителю (преподавателю) или лаборанту. Самостоятельно убирать любые химреактивы запрещается.
3.6. Обо всех неполадках в работе оборудования необходимо ставить в известность учителя (преподавателя) или лаборанта, устранять самостоятельно неисправности запрещается.
3.7. Перед проведением работы с нагреванием жидкости, использованием едких растворов надеть защитные очки. Не оставлять без присмотра работающие нагревательные приборы.
3.8. Для нагревания жидкостей использовать только тонкостенные сосуды, наполненные жидкостью не более чем на треть. В процессе нагревания не направлять горлышко сосудов на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.
3.9. Запрещается пробовать любые растворы и реактивы на вкус, а также принимать пищу и напитки в кабинете химии.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе водного раствора кислоты или щелочи, а также при рассыпании твердых реактивов немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту. Не убирать самостоятельно любые вещества.
4.2. При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ немедленно погасить открытый огонь спиртовки и сообщить об этом учителю (преподавателю) или лаборанту.
4.3. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и её воспламенении немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.
4.4. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать её осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щетку и совок.
4.5. При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения.

5. Требования безопасности по окончании работы.

5.1. Погасить спиртовку специальным колпачком, не задувать пламя спиртовки ртом, а также не гасить его пальцами.
5.2. Привести в порядок рабочее место, сдать все оборудование, приборы, реактивы учителю (преподавателю) или лаборанту, отработанные водные растворы слить в стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 литров.
5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.


Заведующий кабинетом

____________________

«СОГЛАСОВАНО»
Зам. директора по УВР

 

 

 

 

"УТВЕРЖДЕНО"
Приказ № ________
Директор школы
от «___» _________г.

 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

 

 

 

ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПО ПРАВИЛАМ РАБОТЫ СО СТЕКЛЯННОЙ ПОСУДОЙ
И ДРУГИМИ ИЗДЕЛИЯМИ ИЗ СТЕКЛА
ВО ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ
И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ


1. Общие требования безопасности.

1.1 К практической работе со стеклянной лабораторной посудой и другими изделиями из стекла допускаются учащиеся, которые прошли инструктаж о безопасных методах работы.
1.2 Проведение инструктажа и проверка знаний производится в пределах учебной программы и оформляется в журнале регистрации инструктажей.
1.3 Выполнение данной инструкции является для всех лиц, которые выполняют практические работы по химии.
1.4 Выполнять работы, не связанные с заданием или указаниями учителя , запрещается.

2. Требования безопасности перед началом работы.

2.1 Освободите рабочее место от ненужных для работы предметов и
материалов.
2.2 Четко определите порядок и правила безопасного проведения работы.
2.3 Проверьте наличие и надежность посуды.
2.4 Начинайте выполнять задание только с разрешения учителя.

3. Требования безопасности во время работы.

3.1. Нагревая жидкость в пробирке или колбе, необходимо крепить ее так, чтобы отверстие пробирки или горлышко колбы были направлены от себя и соседей по работе, при этом сосуд наполняют жидкостью не более, чем на треть объема. На протяжении всего процесса нагревания не разрешается наклоняться над сосудом и заглядывать в него.
3.2. При нагревании химических веществ в пробирке или колбе не разрешается держать их руками, надо закреплять в держателе для пробирок или лапке штатива.
З.З. Закрывая тонкостенный сосуд резиновой пробкой, его держат за верхнюю часть горлышка, пробку слегка вращают, руки при этом защищают полотенцем.
3.4. Нельзя нагревать на пламени горелки или спиртовки — фильтрованные воронки, цилиндры, мензурки, толстостенную посуду (кристаллизаторы, чашки Петри, эксикаторы).
3.5. При разламывании надрезанных стеклянных трубок или палочек стараться как бы разорвать трубку, чтобы не порезать руки краями стекла.
З.6. Во время мытья стеклянной посуды нужно помнить, что стекло хрупкое, легко ломается и трескается от ударов, резкого изменения температуры. Мыть посуду «ершами» нужно осторожно, не стучать о дно пробирки, т.к. ее можно разбить.
3.7. Во избежание порезов рук концы стеклянных трубок и палочек, применяемых для размешивания растворов и других целей, должны быть оплавлены.
3.8. 3апрещается пользоваться стеклянной посудой или приборами, имеющими хотя бы небольшие трещины и отбитые края.
3.9. Никогда не нагревайте пробирку только снизу, а равномерно прогревайте всю пробирку, все ее содержимое.

4. Tpe6oвания безопасности после окончания работы.

4.1 Приведите в порядок рабочее место.
4.2 Тщательно вымойте руки с мылом.

5. Требование безопасности в аварийных ситуациях.

5.1 При незначительных порезах, рану обрабатывают йодом и накладывают марлевую повязку, которая защищает от микробов и способствует быстрой сворачиваемости крови.
5.2 При ранении стеклом или другим предметом, рану промывают большим количеством дистиллированной воды или тампоном, смоченным этиловым спиртом; вынимают осколки стекла и снова промывают рану спиртом. Если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг, ни в коем случае из глубинных слоев раны. Кожу вокруг раны обрабатывают йодом или раствором бриллиантовой зелени, перевязывают и обращаются в медпункт.
5.3. При серьезном порезе .и сильном кровотечении необходимо наложить жгут выше раны, накрыть рану стерильной марлей и немедленно вызвать врача.


Директор школы ________________
(должность руководителя подразделения
/организации/ разработчика)



Подготовлено:
Ответственный по охране труда в школе ___________

 

 

 

"УТВЕРЖДЕНО"
Приказ № ________
Директор школы
от «___» _________г.

 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА № __________

 

ПЕРВИЧНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ
ПО ПРАВИЛАМ РАБОТЫ
С РЕАКТИВАМИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ ОПЫТОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПО ХИМИИ.


1.Общие требования безопасности.

1.1.К проведению работ с реактивами по химии допускаются учащиеся, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Учащиеся, не прошедшие инструктаж по технике безопасности и охране труда, а также не знающие правил работы с реактивами, к подготовке и проведению лабораторных опытов и практических работ с применением реактивов – не допускаются.
1.2.Лица, допущенные к проведению лабораторных опытов и практических работ по химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3.При проведении лабораторных опытов и практических работ с реактивами по химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ при работе с химреактивами без средств индивидуальной защиты;
- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ при проведении опытов в неисправном вытяжном шкафу (или при отсутствии такового);
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4.При проведении лабораторных опытов и практических работ с реактивами по химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.
1.5.Кабинет химии должен быть укомплектован мед. аптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6.Для проведения лабораторных опытов и практических работ кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом.
1.7. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет химии должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитной ткани.
1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2.Требования безопасности перед началом работы.

2.1.Надеть спецодежду, при работе со щелочными металлами, кальцием кислотами и щелочами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2.Подготовить к работе и проверить исправность оборудования, приборов, лабораторной посуды.
2.3.Перед проведением лабораторных опытов и практических работ с реактивами, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, проверить исправную работу вытяжного шкафа.
2.4. Тщательно проветрить помещение кабинета химии.



3.Требования безопасности во время работы.

3.1.Для оказания помощи в подготовке и проведении лабораторных опытов и практических работ с реактивами по химии разрешается привлекать лаборанта, учащихся привлекать для этих целей запрещается.
3.2. Лабораторные опыты и практические работы с реактивами по химии, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными парами и газами, необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу с включенной вентиляцией.
3.3. Приготавливать растворы из твёрдых щелочей и концентрированных кислот разрешается только учителю (преподавателю), используя фарфоровую лабораторную посуду, заполнив её наполовину холодной водой, а затем добавлять небольшими дозами вещество.
3.4. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом
3.5. Взятие навески твёрдой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край.
3.6. Тонкостенную лабораторную посуду следует укреплять в зажимы штативов осторожно, слегка поворачивая вокруг вертикальной оси или перемещая вверх-вниз.
3.7. Для нагревания жидкостей разрешается использовать только тонкостенные сосуды. Пробирки перед нагреванием запрещается наполнять жидкостью более чем на треть. Горлышко сосудов при нагревании следует направлять в сторону от учащихся.
3.8. При нагревании жидкостей запрещается наклоняться над сосудами и заглядывать в них. При нагревании стеклянных пластинок необходимо сначала равномерно прогреть всю пластину, а затем вести местный нагрев
3.9. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных не более чем на 0,05 л.
3.10. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказалась сверху. Каплю, оставшуюся на горлышке, снимать краем той посуды, куда наливается жидкость.

4.Требования безопасности по окончании работы.

4.1.Установки, приборы, в которых использовались или образовывались вещества 1,2 и 3 класса опасности, оставить в вытяжном шкафу с работающей вентиляцией до конца занятий, после окончания которых учитель (преподаватель) лично производит демонтаж установки, прибора.
4.2.Отработанные водные растворы слить в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л для последующего их уничтожения.
4.3.Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
4.4.Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.
4.5.Тщательно проветрить помещение кабинета химии.

5.Требования безопасности в аварийных ситуациях.

5.1.Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком, совком переместить адсорбент от краёв разлива к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек и плотно завязать. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.
5.2.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей или органических веществ объёмом до 0,05 л погасить открытый огонь спиртовки и проветрить помещение. Если разлито более 0,1 л, удалить учащихся из учебного помещения, погасить открытый огонь спиртовки и отключить систему электроснабжения помещения устройством извне комнаты. Разлитую жидкость засыпать сухим песком или опилками, влажный адсорбент собрать деревянным совком в закрывающуюся тару и проветрить помещение до полного исчезновения запаха.
5.3.При разливе легковоспламеняющихся жидкостей и их загорании, немедленно эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания первичными средствами пожаротушения.
5.4.В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать её осколки незащищёнными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
5.5. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

Директор школы ________________
(должность руководителя подразделения
/организации/ разработчика)

Подготовлено:
Ответственный по охране труда в школе ___________

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.145.95.149 (54.145.95.149, 54.145.95.149)