На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Внутришкольный контроль"
 Программа выполнения учебных программ
 План-сетка внутришкольного контроля.
 Основы внутришкольного контроля
 Внутришкольный контроль
 Анализ урока физкультуры
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: неизвестен

Педагогический анализ во внутришкольном управлении

Педагогический анализ во внутришкольном управлении

 

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом

Одной из функций управления целостным педагогическим процессом является педагогический анализ. Функция педагоги­ческого анализа в ее современном понимании введена и разра­ботана в теории внутришкольного управления Ю.А.Конаржевским. Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое место: с него начинается и им заканчи­вается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педагогического ана­лиза из общей цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду, когда функции планирования, организации, контроля, регулирования не получают в своем развитии логического обос­нования и завершения.

При определении места и роли педагогического анализа не­обходимо учитывать тот факт, что управление педагогическим процессом осуществляется не прямо, а опосредованно, через учебно-воспитательные ситуации. Поэтому, прежде чем спланировать и провести урок, воспитательное мероприятие или коллек­тивное творческое дело, организовать ту или иную деятельность учащихся, учитель изучает, анализирует и учитывает основные элементы педагогической ситуации.

Эффективность управленческой и педагогической деятельно­сти во многом определяется тем, как руководитель школы, учи­тель владеют методикой педагогического анализа, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Несвоевременно или непро­фессионально проводимый анализ в деятельности директора шко­лы приводит на этапе выработки цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Незнание истинного положения дел в педагогическом или ученическом коллективе создает трудности в установлении правильной системы взаимоотношений в процессе регулирования и корректировки педагогического процесса.

Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой, по мнению Ю.А.Конаржевского, состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического про­цесса, в объективной оценке его результатов с последующей вы­работкой на этой основе рекомендаций по упорядочению управ­ляемой системы. Эта функция — одна из наиболее трудоемких в структуре управленческого цикла, так как анализ предполагает выделение в изучаемом объекте частей, оценку роли и места ка­ждой части, сведение частей в единое целое, установление свя­зей системообразующих факторов.

В отличие от других функций, например планирования или организации, педагогический анализ внешне менее эффективен, он как бы в тени, носит латентный характер, в то время как в действительности он требует максимума интеллектуального напряжения личности, сформированного аналитического мышле­ния, проявляющегося в умении обобщать, сравнивать, система­тизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

 

Виды и содержание педагогического анализа

В теории и практике внутришкольного управления (Ю.А.Конаржевский, Т.И.Шамова и др.) определены основные виды пе­дагогического анализа. Существуют различные его классифика­ции в зависимости от субъекта анализа (что анализируется), от цели анализа (для чего анали­зируется) и т.д. Мы обратимся в дальнейшем к выделению и характеристике видов педагогиче­ского анализа в зависимости от его содержания, т.е. от того, ка­ков характер анализа во временном, пространственном, фактоло­гическом отношении. В принятой классификации выделяется три вида анализа: параметрический, тематический и итоговый.

Параметрический анализ направлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатах образовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Как правило, по итогам параметрического анализа вносятся поправки и изменения в ход регулирования целостного педагогического процесса. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, посе­щаемости уроков и внеклассных занятий, санитарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимо­го директором школы и его заместителями, составляет посеще­ние уроков и внеклассных занятий. Фиксирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление под­готавливают тематический педагогический анализ. Параметриче­ский анализ — это не просто констатация фактов, а их сравне­ние, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозиро­вание возможных последствий. Результаты такого анализа и при­нятые на их основе решения требуют оперативного выполнения.

Тематический анализ направлен на изучение более устойчи­вых, повторяющихся зависимостей, тенденций в ходе и резуль­татах педагогического процесса. В содержании тематического анализа в большей мере проявляется системный подход к изуче­нию урочной и внеурочной деятельности. Если предметом пара­метрического анализа может выступать отдельный урок или вне­классное занятие, то предметом тематического анализа уже яв­ляется система уроков, система внеклассной работы и т.д. Дирек­тор школы или завуч могут получить наиболее полное представ­ление о работе учителя, лишь проанализировав ряд уроков, за­нятий, получив таким образом представление о системе работы учителя. Содержание тематического анализа составляют такие комплексные проблемы, как оптимальное сочетание методов обу­чения, формирование системы знаний учащихся; система рабо­ты учителей, классных руководителей по воспитанию нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной культуры и др.; система работы учителя по повышению уровня педагогической культуры; деятельность педагогического коллектива по формиро­ванию инновационной среды в школе и др.

Этот вид педагогического анализа позволяет директору школы сосредоточиться на изучении и выявлении особенностей проявле­ния тех или иных сторон педагогического процесса, определить их взаимодействие с другими сторонами, компонентами и системой в целом. Опираясь на данные параметрического анализа, руково­дители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, пространственные или содержательные рамки. Он проводится по завершении учебной четверти, полугодия, учебного года и на­правлен на изучение основных результатов, предпосылок и усло­вий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управленческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрическо­го и тематического анализа, четвертных, полугодовых контроль­ных работ, из данных официальных отчетов, справок, представ­ляемых учителями, классными руководителями, представителями администрации школы, общественных организаций.

 

Основные объекты педагогического анализа

Основными объектами педагогического анализа, концентри­рующими в себе все многообразие целей, задач, содержания, форм и методов обучения и воспитания детей, являются органи­зованные формы обучения, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы школы за учебный год. Общей, объ­единяющей педагогический анализ указанных объектов, являет­ся методология системного подхода. Методология и логика сис­темного подхода к педагогическому анализу как функции управ­ления школой определяются последовательностью следующих действий:

рассмотрения урока, воспитательного мероприятия или учеб­ного года как части более общей системы, т.е. определение их роли в системе уроков, воспитательных мероприятий и места в данном учебном году в сравнении с предшествующими и последующими;

выявления совокупности факторов, определяющих эффектив­ность данного (или данных) урока, мероприятия, учебного года (педагогический коллектив, уровень его педагогической культу­ры, учебные возможности детей, уровень их воспитанности, учеб­но-материальное обеспечение педагогического процесса, состоя­ние морально-психологического климата в школе и др.);

определения целесообразности и обоснованности целей дея­тельности, содержания и форм проведения занятий и реализации основных направлений плана работы в учебном году;

анализа результатов проведения уроков, воспитательных меро­приятий, работы в течение учебного года;

установления основных причин недостатков, положительных сторон в их организации и проведении;

формулирования замечаний, выводов и предложений по дальнейшему совершенствованию урока, воспитательного мероприя­тия, комплексной работы в течение нового учебного года.

Объектом постоянного внимания руководителей школы явля­ется посещение и педагогический анализ урока. В разные перио­ды развития школы существовали реальные и ирреальные норма­тивы посещения уроков администрацией школы. Но совершенно очевидна обратная зависимость между количеством посещенных уроков и качеством их анализа. Школьная практика показывает, что руководители школ и учителя испытывают наибольшие труд­ности при анализе урока в определении триединой дидактической цели, в выборе форм и методов активизации познавательной дея­тельности учащихся, в оптимальной реализации собственных про­фессионально-личностных возможностей на уроке.

В управленческой деятельности руководителей школы выделя­ются три вида анализа урока с соответствующими алгоритмами: развернутый, краткий и аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает де­тальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого: определение воспитательных, дидактических, психологических, санитарно-гигиенических требований к уроку. Развернутый анализ урока проводится при посещении уроков на­чинающих учителей, учителей, испытывающих серьезные затруд­нения в работе с планом, учителей, чей опыт является предме­том специального изучения для обобщения и распространения опыта.

Краткий анализ урока со стороны директора, завуча или ме­тодиста требует от них объективного изложения предложений и рекомендаций. Краткий анализ урока — это не анализ "на бегу", это не посещение урока для галочки; такой анализ требует хоро­шего знания личности учителя, высокой методической и управ­ленческой культуры.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного аспекта урока, например на использование средств наглядности для развития познавательной активности учащихся, или на изу­чение системы работы учителя при проверке домашнего задания или особенностей групповой работы учащихся на уроке.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных меро­приятий, коллективных творческих дел (КТД). Как было отме­чено ранее, воспитательное мероприятие представляет собой ряд

последовательно взаимосвязанных этапов, в процессе реализации которых дети участвуют в организационной, предметной, твор­ческой деятельности.

В общем виде логика педагогического анализа воспитательного дела определяется последовательностью этапов его проведения. Последовательность этапов может иметь следующий вид: совме­стная выработка целей, задач воспитательного мероприятия, вы­бор форм проведения; совместное планирование; участие учащих­ся в подготовке и особенности педагогического руководства учи­телей; непосредственное проведение воспитательного дела; совме­стное подведение итогов и анализ.

Изучение опыта работы школ и их руководителей позволяет представить один из возможных вариантов педагогического ана­лиза воспитательного дела:

анализ цели воспитательного дела;

анализ темы воспитательного дела, формы его проведения, определение места данного мероприятия в системе воспитатель­ной работы класса, школы;

оценку места проведения воспитательного дела, оформления аудитории, состояния и качества использованного оборудования;

анализ каждого этапа проведения воспитательного дела (до­стижение воспитательной задачи этапа, соответствие содержания поставленной задаче этапа, оптимальность использования мето­дов, анализ результатов этапа);

анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное раз­витие личности школьника, на развитие детского коллектива, его самоуправление;

оценку деятельности учителя, классного руководителя, уров­ня его педагогического мастерства: компетентности и профессио­нализма воспитателя в управлении воспитательным процессом, авторитетности, педагогического такта, форм сотрудничества;

недостатки в проведении воспитательного дела, их причины;

рекомендации, советы классному руководителю, учителю, вос­питателю по совершенствованию воспитательного процесса.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления:

качество преподавания — соответствие профессиональной под­готовки учителей требованиям развивающейся школы; выполне­ние образовательных программ и государственных стандартов; использование активных форм и методов обучения; реализация воспитательного потенциала урока; развитие индивидуальных задатков и способностей личности; соблюдение норм оценки зна­ний, умений и навыков учащихся;

качество знаний, умений, навыков учащихся — объем, глуби­на, системность, прочность, осознанность; качество знаний уча­щихся на разных ступенях общего образования (начального, ос­новного, полного среднего); типичные пробелы в знаниях учащихся и их причины; компьютерная грамотность учащихся, сте­пень развития познавательных интересов и др.;

уровень воспитанности школьников; состояние и качество методической работы в школе;

эффективность работы с родителями и общественностью;

состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура;

результативность деятельности совета школы, педагогическо­го совета; работа школы за прошедший десятилетний цикл обу­чения и воспитания; отчетный общешкольный доклад.

 

Этапы педагогического анализа

В проведении педагогического анализа можно выделить четыре основных этапа.

Первый этап — определение предмета, состава и содержа­ния анализа. На данном этапе осуществляется сбор информации о состоянии и развитии учебного процесса, управленческой деятельности в учебном году. Эта информация классифициру­ется по основным блокам, определяются цели ее анализа. За­тем оценивается каждый блок, выявляются факторы и условия, способы, средства и воздействия, положительно и отрицатель­но влияющие на развитие школы.

Второй этап — структурно-функциональное описание пред­мета анализа. Чтобы представить предмет анализа в целом, необходимо изучить способ связей и, главное, педагогических усилий, методов, средств и воздействий по достижению целей (результатов деятельности).

Третий этап — анализ причинно-следственных связей в сле­дующей логической цепочке: явление — причина — условие — следствие.

Здесь важно помнить, что причина возникает при взаимо­действии одной системы с другой или элементов данной сис­темы. Условие — это обстоятельство, от которого зависит дей­ственность причины; всякая причина одновременно является и условием, порождающим следствие. На этом этапе анализи­рующий выясняет, почему произошло то или иное явление.

Заключительный этап. Здесь определяется степень дости­жения целей, подготавливаются материалы к педсовету по итогам учебного года, формулируются цели и основные зада­чи на новый период.

Педагогический анализ завершается синтезом, позволяю­щим познать целое. При этом формулируются окончательные выводы, подтвержденные объективными данными.

 

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учеб­ного года.

 

Целеполагание и планирование как функция управления школой

 

Процесс управления любой педагогической системой предпо­лагает целеполагание (постановку целей) и планирование (при­нятие решений). Совершенствование целеполагания и планиро­вания учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы. Разу­меется, трудно с исчерпывающей точностью установить, когда у воспитуемого сформируется то или иное необходимое качество, произойдут те или иные изменения в межличностных отношени­ях, но планирование позволяет прогнозировать основные усло­вия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможно максимальное и разностороннее развитие личности: самореали­зация ее творческих возможностей.

Педагогическая деятельность целенаправленна. При этом цели и задачи, решаемые педагогами, социально значимы, так как яв­ляются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана, следовательно, глубокое понимание цели должно пронизывать деятельность как педаго­га, так и ученика. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Особенности целеполагания в управ­лении педагогическими системами состоят в том, что при разра­ботке "дерева" целей недостаточно знать лишь объективные тре­бования общества. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возрастными и индивидуально-психологическими особенностями учащихся, когда педагогические цели являются результатом воплощения требований, предъявляемых человеку обществом. При определении "дерева" целей управления необ­ходимо общую, или, как говорят, "генеральную", цель предста­вить в виде ряда конкретных частных целей, т.е. декомпозировать генеральную цель. Таким образом, достижение общей, генераль­ной цели осуществляется за счет выполнения составляющих ее частных целей.

Опора в управлении на сознательное определение целей не только директором, но и учителями и учащимися подчеркивает тот факт, что каждый участник педагогического процесса явля­ется носителем определенных прав, обязанностей, меры ответст­венности.

Такое понимание целеполагания позволяет перейти к ком­плексно-целевому планированию, помогающему разрабатывать комплексные целевые программы, направленные на достижение генеральной цели. Комплексная целевая программа не упрощен­ная модель плана работы школы, а его необходимая часть, когда из плана работы школы вычленяются 3 — 4 наиболее важные проблемы и детально прорабатываются администрацией и коллек­тивом школы.

Такая целевая программа должна содержать краткое описание состояния проблемы; ее место в общешкольном плане; генераль­ную цель, систему задач; показатели достижения целей; сроки, исполнители; информационное обеспечение управления процес­сом решения задач; контроль за ходом выполнения программы; итоговый анализ; коррекцию выполнения программы.

Цель функционирования педагогической системы в динамике усложняется, отражая тем самым и сложность деятельности, на­правленной на ее достижение. Трудно точно определить грани­цы цели на каждом этапе "дерева" целеобразования, но их структурное представление помогает руководителю школы, учителю, ученику принимать целенаправленные, обоснованные решения. Планирование в управлении школой выступает, таким образом, как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на даль­нюю перспективу, направлены на решение текущих оперативных дел. Логично на этом основании выделять перспективные, годо­вые, текущие планы работы школы.

 

Виды планов работы школы и основные требования к ним

Подготовка планов работы школы основывается на соблюде­нии ряда требований, обеспечивающих реальность, непрерыв­ность, конкретность их выполнения. Прежде всего это соблюде­ние требований целевой направленности. Целенаправленность в данном случае понимается как определенная целевая установка, как учет прошлого опыта работы школы, развивающий и углуб­ляющий основные направления работы педагогического и учени­ческого коллективов. Это постановка частных целей в деятельности учителей, классных руководителей, общественных органи­заций. Одно из требований -- перспективность планирования, когда цели деятельности педагогами и учащимися принимаются, во-первых, как эмоционально окрашенные цели, близкие, понят­ные, желанные, и, во-вторых, как стратегия, намечаемая на дли­тельный срок, но тем не менее реально осознаваемая. В числе требований, предъявляемых к планированию, необходимо выде­лить и такое, как комплексность. Данное требование означает, что в ходе разработки плана предлагается использование разно­образных средств, форм, методов, видов деятельности в их един­стве и взаимосвязи. Соблюдение требования объективности ос­новывается на знании объективных условий деятельности шко­лы, ее материальных, экономических условий, местонахождения, окружающей природной и социальной среды, возможностей пе­дагогического и ученического коллективов.

К сожалению, пренебрежение этими требованиями в работе школы часто приводит к недостаточной аналитической обосно­ванности, неконкретности, несогласованности в планах различных школьных управленческих структур. Изучение опыта рабо­ты школ свидетельствует также и о таком факте, когда планиро­вание рассматривается как доминирующая функция управления школой. Усилия руководителей школы в этом случае концентри­руются в основном на том, чтобы разработать план работы, не обеспечив его в организационном отношении. Поэтому неплохо спланированная деятельность остается нереализованной, так как не приведены в движение остальные функции управления. Управ­ленческий цикл, не получив своего развития, угасает — в итоге не достигается поставленная цель.

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:

1.  Задачи школы на планируемый срок.

2.  Перспективы развития контингента учащихся по годам, воз­можное количество классов.

3.  Перспективы обновления учебно-воспитательного процес­са, внедрение педагогических инноваций.

4.  Потребность школы в педагогических кадрах.

5.  Повышение квалификации педагогических кадров (ИУУ, курсы, семинары, тренинги, курсы на хозрасчетной основе и т.д.).

6.  Развитие материально-технической базы и учебно-методи­ческое оснащение школы (строительные работы, приобретение средств ЭВТ и информатики, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.).

7.  Социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в ' течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первая учебная четверть) директор школы, его заместители и руководители школьных служб изучают новые нор­мативные, инструктивные документы, теоретические и методи­ческие материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности. На втором этапе (вторая учебная четверть) под руководством директора школы создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проек­та плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На третьем этапе (третья учебная четверть) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений школы, выяв­ляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе. На четвертом этапе (конец четвертой четверти) подготавливается и обсуждается проект плана. На первом засе­дании совета школы в новом учебном году план работы школы утверждается.

Текущий план составляется на учебную четверть, он является конкретизацией общешкольного годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать дея­тельность педагогического, ученического и родительского коллек­тивов. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы учителей и классных руководителей.

 

Примерное содержание годового плана работы школы

Обобщая различные варианты планов работы школы на год, учитывая изложенные ранее требования к планированию, рас­смотрим один из возможных вариантов плана:

1.  Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

2.  Работа коллектива школы по выполнению всеобуча. В этой части плана уточняются границы микрорайона школы, количест­во учащихся, обучающихся в конкретной школе, перспективы уве­личения контингента учащихся. Школа планирует ряд мероприя­тий, направленных на получение детьми основного общего и сред­него (полного) общего образования: выполнение положений зако­на РФ "Об образовании" о гарантиях на получение образования; организация питания детей в школе; оказание материальной помощи детям, не имеющим родителей. Работа по выполнению все­обуча охватывает также круг вопросов, связанных с защитой прав детей, нуждающихся в особом уходе, в организации обучения де­тей на дому, в оказании помощи трудновоспитуемым, педагогически запущенным детям. В содержании плана работы педагоги­ческого коллектива и родителей предусматривается создание усло­вий для индивидуально-творческого развития детей.

3.  Деятельность педагогического коллектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее объемный, развернутый раздел плана, который охватывает многообраз­ные стороны деятельности учителей и учащихся. Это касается прежде всего обеспечения качества знаний, умений и навыков -индивидуализации и дифференциации обучения, использования современных форм организации процесса обучения, активных методов обучения. Деятельность школы по организации внеуроч­ной и внеклассной работы, по формированию базовой культуры личности школьников в ее многообразных проявлениях. Деятель­ность школы по развитию ученического самоуправления, по под­держке детских общественных организаций в соответствии с "Конвенцией ООН о правах ребенка".

4.  Совместная работа школы, семьи, общественности, трудо­вых коллективов по воспитанию учащихся. Работа школы по по­вышению педагогической культуры родителей. Содержание этой работы направлено на утверждение роли школы как организую­щего центра в совместной работе с семьей и общественностью. Сюда входит работа с родительским коллективом и советом шко­лы, проведение педагогических лекториев, общешкольных педа­гогических конференций, дней открытых дверей для родителей, занятий в университете педагогических знаний. Привлечение родителей к воспитательной работе с учащимися в качестве ру­ководителей кружков, секций, студий и др. Организация инди­видуальной, дифференцированной работы с родителями и др.

5.  Работа с педагогическими кадрами. Проведение аттестации педагогических кадров, использование средств ЭВТ и информа­тики в оценке уровня профессиональной подготовки, работа кол­лектива школы над общешкольной научно-методической проблемой — проведение семинаров, конференций, педагогических чте­ний, заседаний методических советов, педагогических советов. Организация работы школы передового педагогического опыта. Определение содержания деятельности методических объединений учителей-предметников и классных руководителей. Руковод­ство изучением, обобщением и распространением педагогическо­го опыта. Оценка и внедрение педагогических инноваций, фор­мирование инновационной среды в школе.

6.  Система внутришкольного контроля. Специальная програм­ма действий по контролю будет рассмотрена в данной главе.

7.  Укрепление учебно-материальной базы школы. В течение года планируется проведение инвентаризации материальных цен­ностей школы, ТСО, учебных пособий. Программа оформления и переоборудования учебных кабинетов. Улучшение работы групп продленного дня и занятий с детьми 6-летнего возраста. Укреп­ление материальной базы для занятий спортом, туризмом, техни­ческим творчеством. Комплектование фонда школьной библио­теки. Программа текущего и капитального ремонта школы.

8. Организационно-педагогические мероприятия. В этой час­ти плана указывается тематика заседаний совета школы, педаго­гического совета, производственных совещаний. Распределяются обязанности между администрацией школы, определяется единый режим работы школы, график дежурства по школе, распределя­ется учебная нагрузка, классное руководство, заведование каби­нетами и др.

Реализация функции планирования в едином управленческом цикле повышает эффективность деятельности школы.

 

Функция организации в управлении школой

 

Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение систе­мы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. этап ор­ганизации. Понятие "организация" выступает в нескольких значениях. Во-первых, как оценка состояния учебно-воспитатель­ного процесса в целом или в какой-либо его части, когда подра­зумевается качество проведения занятий, внеклассных меропри­ятий. Во-вторых, под организацией понимается деятельность руководителей школы, учителей, органов ученического самоуп­равления, направленная на выполнение намеченного плана, дости­жение поставленной цели, т.е. функция организации в управле­нии целостным педагогическим процессом.

По своей природе организаторская деятельность человека — деятельность практическая, основанная на оперативном исполь­зовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуа­циях. Постоянное взаимодействие с коллегами, учащимися при­дает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. В плане совершенствования ор­ганизаторской деятельности руководителя школы могут быть ис­пользованы многие идеи внутришкольного менеджмента, такие, как организация межличностного взаимодействия, психология разрешения конфликтов, система подготовки школьных менед­жеров и др.

 

Содержание организаторской деятельности в управлении школой

Функция организации направлена на выполнение принятых решений, которые исполняют конкретные люди: учителя, дети, родители, представители общественности. Поэтому при органи­зации любого дела важно рассмотреть его с точки зрения использования и реализации возможностей человеческого фактора. Ор­ганизатор решает такие вопросы, как предварительный подбор исполнителей, их распределение по местам работы, по времени, по последовательности вхождения в коллективное дело. При от­боре содержания, форм и методов предстоящей деятельности необходимо соотнести их с реальными условиями и возможно­стями исполнителей. Под условиями в данном случае понимаются средства и орудия труда, помещение, место проведения и др. В структуре организаторской деятельности руководителя важное место занимает мотивировка предстоящей деятельности, инструк­тирование, формирование убежденности в необходимости выпол­нения данного поручения, обеспечение единства действий педагогического и ученического коллективов, оказание непосредст­венной помощи в процессе выполнения работы, выбор наиболее адекватных форм стимулирования деятельности. Организаторская деятельность руководителя включает и такое необходимое дейст­вие, как оценка хода и результатов конкретного дела.

Организаторская деятельность директора школы направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личност­ные качества руководителя — его профессионализм, общая и пе­дагогическая культура, заинтересованность в делах школы, учите­лей и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.

Одним из показателей организаторской культуры руководите­ля является его умение рационально распределять время свое и своих подчиненных. Важно иметь в виду, что директор школы кроме административных функций осуществляет и педагогиче­скую деятельность, оставаясь учителем какого-либо предмета. Основное время директора занимает административная работа, но его педагогическая деятельность должна быть примером для всех других преподавателей, только в этом случае директор может быть учителем своих учителей. Это обстоятельство требует значитель­ных временных затрат на подготовку к урокам, чтение новой психолого-педагогической литературы. Умение целесообразно использовать время — основа научной организации труда учителя, директора школы. Это тем более важно иметь в виду при имеющейся фактической перегрузке как учителей, так и админи­страции школы.

 

Организационные формы управленческой деятельности в школе

В числе важнейших организационных форм управленческой деятельности необходимо прежде всего назвать совет школы, пе­дагогический совет, совещание при директоре, совещание при заместителях директора школы, оперативные совещания, методи­ческие семинары, заседания комиссий, клубов, заседания учкома и др. К целям и содержанию деятельности совета школы мы уже обращались. Рассмотрим организационные функции педаго­гического совета школы.

Педагогический совет школы создается в соответствии с "Вре­менным положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях Российской Федерации". Состав, структура и содержание его деятельности определяются Уставом школы. Ра­ботой педагогического совета руководит председатель, избирае­мый коллективом педагогических работников. Деятельность со­вета школы и педагогического совета не дублируют, но дополня­ют друг друга. Педагогический совет — это совет профессиона­лов, работающих в одном педагогическом коллективе, он призван решать вопросы, связанные непосредственно с организацией учебно-воспитательного процесса, определением путей его совер­шенствования. Деятельность педагогического совета направлена на решение следующих задач:

обсуждение, оценку и отбор учебных планов, программ, учеб­ников и учебных пособий, соответствующих требованиям государ­ственных стандартов, и внедрение форм и методов учебно-вос­питательного процесса, определение способов их реализации;

обсуждение работы коллектива школы по выполнению пер­спективных годовых, текущих планов, качества учебно-воспита­тельной работы;

организацию работы по повышению квалификации учителей, воспитателей, по развитию творческой активности, формирова­нию инновационной среды в педагогическом коллективе, изуче­нию, обобщению и распространению передового педагогическо­го опыта;

проведение аттестации педагогических работников с учетом мнения учителей, учащихся, родителей, внесение предложений по совершенствованию технологии аттестации, ходатайство перед органами управления образования о присвоении категорий, зва­ний, разрядов;

рассмотрение и утверждение кандидатур учителей на стажи­ровку, курсы повышения .квалификации, в аспирантуру, представ­ление лучших учителей к различным формам морального и ма­териального поощрения;

определение основных направлений взаимодействия школы с научно-исследовательскими учреждениями и учебными введе­ниями, государственными и общественными организациями, творческими союзами; организацию опытно-экспериментальной работы, создание в структуре школы методических служб, цен­тров.

Деятельность педагогических советов проходит в условиях де­мократии и гласности, с привлечением учителей, учащихся и родителей к их подготовке и проведению. Проведению педсо­ветов могут предшествовать анкетирование, опросы, контрольные работы, смотры, конкурсы и т.д. На заседании педсоветов выно­сятся принципиальные вопросы жизни и деятельности школы. Для того чтобы в какой-то степени разгрузить заседания педаго­гического совета, в школах используется такая организационная форма, как совещание при директоре. Совещания при директоре являются обязательными для преподавателей, администрации, но на них могут приглашаться и другие педагогические работники. Характер обсуждаемых вопросов связан с непосредственной ор­ганизацией учебно-воспитательного процесса. Это вопросы успе­ваемости, соблюдения правил поведения, организации внеуроч­ной деятельности. На совещаниях при директоре могут рассмат­риваться работа отдельных учителей, выполнение ими стандар­тов образования, система работы учителей по развитию творче­ской активности учащихся и др. Периодичность проведения та­ких совещаний устанавливается директором школы.

На совещаниях при заместителях директора школы рассмат­риваются текущие вопросы касающиеся их административной компетенции. Время проведения подобных совещаний отражается в плане работы школы на учебную четверть или месяц.

Оперативные информационные совещания являются необходи­мой формой организации образовательного процесса в школе. Их содержание определяется реальной ситуацией. Это могут быть совещания только для педагогических работников, или только для учащихся, или для тех и других одновременно. К оперативным организационным формам управленческой деятельности относит­ся также посещение уроков и внеклассных занятий, спортивных соревнований, вечеров, занятий творческих клубов, художествен­ных студий и др. Оперативная организаторская работа директо­ра школы и его заместителей осуществляется и в таких формах, как встречи с родителями, представителями общественности, тру­довых коллективов.

Эффективной формой участия детей в управлении школой является их работа в составе выборного органа — ученического комитета. Участие школьников в различных комиссиях учкома создает предпосылки для развития демократических начал в жиз­ни школы, развития инициативы и ответственности у детей, по­вышает оперативность в осуществлении принятых решений.

Эффективность использования организационных форм управ­ления школой прежде всего определяется их подготовленностью, целенаправленностью. Педсовет, совещание при директоре или оперативные форма организации управленческой деятельности достигнут своей цели при условии взаимной заинтересованности, понимания необходимости выполняемой работы и ее значимости для всех участников педагогического процесса.

 

Внутришкольный контроль и регулирование в управлении

 

Общие положения

При достаточно основательной разработке функции контроля во внутришкольном управлении она остается сложной и трудо­емкой функцией. Трудоемкость контроля объясняется отсутстви­ем обоснованной системы критериев оценки образовательного процесса, особенно его воспитательного компонента. Значение контроля в управлении современной школой особенно возраста­ет в связи с предоставлением школе больших полномочий в оцен­ке качества обучения и воспитания учащихся. С реорганизацией управленческих структур в образовании инспекторские функции возложены на директора школы и его заместителей. В то же вре­мя управленческая деятельность руководителей школы, конечные результаты ее деятельности становятся объектом контроля выс­ших инспекторских служб органов управления образованием.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла, особенно эта связь заметна с функцией педагогического анализа, так как информация, полученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педагогического анализа. Контроль дает богатую, систематизированную информацию, по­казывает расхождение между целью и полученным результатом, в то время как педагогический анализ направлен на выявление причин, условий этих различий и отклонений. Напомним, что педагогическому анализу подвергается тот фактический матери­ал, который был получен в процессе контроля. Это обстоятель­ство подчеркивает тот факт, что содержание внутришкольного контроля и педагогического анализа составляют одни и те же направления деятельности школы.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценоч­ной функции — направленности на личность учителя. Если это молодой учитель, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем — на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в шко­ле. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессиона­лизм и компетентность проверяющего. Современный инспектор или директор школы, выполняющий инспекторские функции, должен быть личностью. Их задача не в "подлавливании" и на­гнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказа­нии методической помощи, поддержке, стимулировании педаго­гической деятельности. Существующая практика внутришкольного контроля не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль ор­ганизуется во имя отчета и набора количества посещенных уро­ков или занятий. Во-вторых, это формализм в организации кон­троля, когда нет четко поставленной цели проводимого контро­ля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутришкольного контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной сторо­ны, одного направления педагогического процесса. Например, контролируется только учебный процесс или только уроки рус­ского языка и математики и др. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей ад­министрации.

Чтобы избежать этих и других недостатков или недоразумений в организации внутришкольного контроля, важно знать некото­рые общие требования. К числу таких требований относятся: сис­тематичность — данное требование направлено на регулярное проведение контроля, на создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом педагогического процесса; объективность — проверка деятельности учителя или педагоги­ческого коллектива должна проводиться в соответствии с требо­ваниями государственных стандартов и образовательных про­грамм, на основе выработанных и согласованных критериев; дей­ственность — результаты проведенного контроля должны при­вести к позитивным изменениям, к устранению выявленных не­достатков; компетентность проверяющего — она предполагает знание предмета контроля, владение методикой контроля, уме­ние увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, про­гнозировать развитие результатов контроля.

В школоведческой литературе (М.Л.Портнов, Т.И.Шамова, Н.А.Шубин и др.) в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:

выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

качество и ход выполнения образовательных программ и го­сударственных образовательных стандартов;

качество знаний, умений и навыков учащихся;

уровень воспитанности учащихся;

состояние преподавания учебных дисциплин, реализующих образовательные, воспитательные и развивающие функции обу­чения;

состояние и качество организации внеурочной воспитательной работы;

работа с педагогическими кадрами;

эффективность совместной деятельности школы, семьи и об­щественности по воспитанию учащихся;

исполнение нормативных документов и принятых решений.

В специальных памятках, инструкциях, рекомендациях, подго­товленных инспектирующими органами или администрацией шко­лы, конкретизируется каждое указанное направление контроля.

 

Виды, формы и методы внутришкольного контроля

Проблема классификации видов, форм и методов внутришколь­ного контроля в настоящее время остается дискуссионной, что является подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающимся поиском ее оптимального решения. В книге М.Л.Портнова "Труд руководителя школы" выде­ляются три вида контроля: предварительный, текущий, итоговый. НА.Шубин, объединяя в одной классификации формы и методы, дает их следующее сочетание: обзорный предварительный, персо­нальный, тематический, фронтальный и классно-обобщающий.

Среди педагогов — теоретиков и практиков широко известна классификация видов и форм внутришкольного контроля, пред­ложенная Т.И.Шамовой. Эта классификация структурно выдер­жана, логична, удобна в практическом использовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе цело­стного педагогического процесса. В ней выделяются два вида контроля: тематический и фронтальный. Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педагогического коллектива, группы учителей или отдельного учителя; на младшей или стар­шей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, содержа­ние тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глу­боко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива, методического объеди­нения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, боль­шого количества проверяющих при фронтальном контроле этот вид целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при проведении ат­тестации, изучаются все направления его работы — учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспек­ты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, орга­низация образовательного процесса, работа с родителями, финан­сово-хозяйственная деятельность и др.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы.

Персональный контроль осуществляется за работой отдельно­го учителя, классного руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов скла­дывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персо­нальный контроль важен как средство самоуправления педагога, как стимул в его профессиональном становлении.

Классно-обобщающий контроль применим при изучении сово­купности факторов, влияющих на формирование классного кол­лектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предме­том изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуа­лизации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисци­плины и культуры поведения и др.

Предметно-обобщающий контроль используется в тех случа­ях, когда изучается состояние и качество преподавания отдель­ного предмета в одном классе, или в параллели классов, или в целом в школе. Для проведения такого контроля привлекаются представителя как администрации, так и методических объеди­нений школы.

Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса. На­пример: использование краеведческого материала в процессе обу­чения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся на уроках естественного цикла и др.

Комплексно-обобщающий контроль используется при осу­ществлении контроля за организацией изучения ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле. В названии форм контроля повторяется термин "обобщающий". Это лишний раз подчеркивает назначение контроля как функции управле­ния педагогическим процессом, обеспечивающей его досто­верной, объективной, обобщающей информацией. Именно такая информация необходима на этапе педагогического ана­лиза, целеполагания, принятия решений и организации их выполнения.

В процессе внутришкольного контроля используются такие методы, как изучение школьной документации, наблюдение, бе­седы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагно­стические методы, т.е. такие методы, которые позволяют полу­чить необходимую объективную информацию. Методы взаимно друг друга дополняют, и если мы хотим знать реальное положе­ние дел, то должны по возможности использовать различные методы контроля.

При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается коли­чественная и качественная характеристика учебно-воспитательно­го процесса. К учебно-педагогической документации школы относятся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела уча­щихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, журналы групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов об образовании, книга учета выдачи золотых и сереб­ряных медалей, книга протоколов заседаний совета школы и пе­дагогического совета, книга приказов по школе, книга учета пе­дагогических работников, журнал учета пропусков и замещения уроков и др. Даже сам факт перечисления школьной документа­ции говорит о многообразии и богатстве информации, получае­мой в процессе ее использования. Школьная документация со­держит информацию за несколько лет, при необходимости мож­но обратиться в архив, что позволяет вести сравнительный ана­лиз, особенно ценный для прогностической деятельности.

Устный и письменный контроль наиболее часто применяются в школьной практике. Однако при всей их доступности и легко­сти использования ограничиться только ими нельзя. В школьной практике применяются также социологические методы сбора ин­формации. К ним относятся анкетирование, опрос, интервьюиро­вание, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позво­ляют быстро получить интересующую проверяющего информацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режи­ма работы школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учащихся и учителей, причин их перегрузки, при определении объема домашних заданий, ско­рости чтения и др.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного кон­троля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени. Использование раз­нообразных форм и методов возможно при условии четкого, обоснованного планирования, включения в его проведение пред­ставителей администрации, учителей, работников органов управ­ления образованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.198.71.184 (54.198.71.184, 54.198.71.184)