На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Уроки по русскому языку"
 Украшение речи 2-й класс (1–3), 3-й класс (1–4)
 Цветные зимы. Урок развития речи в 3-м классе
 Части речи
 Формирование орфографической зоркости
 Вместо этой строки нужно написать название документа.
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Л.Груздева, учитель начальных классов средней школы N 6 Междуреченск, Кемеровская область ]

Формирование орфографической зоркости

Формирование орфографической зоркости

 

Общаясь каждый день с коллегами в школе, посещая курсы и семинары, я всегда замечала, что всех волнует один вопрос: как сформировать у учеников орфографическую зоркость?
Старая проблема: дети как будто знают правило, приводят примеры слов и предложений, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают их, а при самостоятельной работе не умеют орфографически правильно оформлять свои мысли.
          В чем причина такого явления?
          Многолетние наблюдения привели меня к выводу, что правила в учебниках русского языка предстают перед школьниками хаотичным набором разрозненных предписаний. И главное, что требуется от ребенка в традиционном подходе, - это запомнить множество правил, а далее - еще большее число исключений.
          Формирование орфографической зоркости на основе морфологического принципа не предполагает обсуждения, почему пишется так, а не иначе. Аргумент один: "Есть такое правило!" Например: "В русском языке есть приставка "с" - приставки "з" не бывает". Почему так, а не иначе, не поясняется.
Вывод: теория правописания, которая предполагает выбор между устной и письменной формами русского языка по формуле Буква-Звук, затрудняет решение целого ряда орфографических задач и тем самым, на мой взгляд, не способствует формированию орфографической зоркости.
         Обозначение на письме звуков сильных позиций фонем проходит две ступени: от звука, представляющего фонему в сильной позиции, к букве.
         Обозначая на письме звуки слабых позиций фонем, мы проходим три ступени: от звука слабой позиции к нахождению фонемы сильной позиции, а от нее - к букве (по правилам, установленным для сильных позиций). Вот почему формирование орфографической зоркости соответствует формуле:
Фонема-Звук-Буква.
Возьмем три ведущих правила нашей орфографии.
         Первое - безударные гласные обозначаются той же букой, что и под ударением в той же части слова.
         Второе правило - "сомнительные" согласные обозначаются теми же буквами, что и перед гласными.
         Третье правило - мягкость согласного перед мягким согласным обозначается в том случае, если она сохраняется и перед твердыми согласными или на конце слова.
         Все эти три правила по сути своей идентичны: "Они учат проверять вариант фонемы ее основной реализацией, той, которая дана в сильной позиции". (Современный русский язык. Учебник. Под.ред. В.А.Белошанниковой. М., 1989 г.).
         Самое ценное, на мой взгляд, то, что показать младшему школьнику в самом общем виде основной закон русского письма можно еще до того, как он научится членить слова по составу и начнет изучать грамматику.
          Следующий плюс в пользу фонематического принципа заключается в том, что у школьника возникают необходимые мотивы для изучения правил в ситуации "орфографического затруднения".
Например, прежде чем начать работу над правилом правописания безударных падежных окончаний имен существительных, я задаю ребятам вопрос: как узнать, какой буквой обозначить безударный гласный звук [и]?
Например: на сту[л’и] и от пу[л’и].
              К этому времени всеобщий способ решения орфографических задач учащимся уже известен, остается проверить его действие на данной конкретной орфограмме: на сту[л’и] - II склонение - на столЕ, значит - на стулЕ, но от пу[л’и] - III склонение - от ржИ, значит - от пулИ.
              Таким образом, ребята приходят к выводу, что по звучанию однозначно установить букву в безударном падежном окончании невозможно.
            Отсюда видно, уважаемые коллеги, что мы имеем большие возможности для создания у детей необходимой учебной мотивации в формировании орфографической зоркости, при этом не только ставили перед ними орфографические задачи, но и фонематический подход вооружил их общим способом их решения.
            Действительно, если проанализируем вместе с вами действия, которые выполняются, руководствуясь тремя важнейшими правилами правописания, то увидим, что они представляют собой последовательность одних и тех же операций:
1) выделение орфограммы (нахождение звука в слабой позиции);
2) выяснение, в какой части слова находится данная орфограмма;
3) подбор других слов, имеющих в своем составе ту же морфему;
4) выделение среди подобранных слогов того, в котором нужный звук находится в сильной позиции;
5) обозначение звука в слабой позиции той же буквой, которой обозначается звук в сильной позиции.
Конечно, этот алгоритм решения орфографических задач регулирует написание не всех абсолютно орфограмм, т.к. общеизвестно, что в русском языке есть написания, противоречащие основному принципу, однако все эти отступления, по подсчетам ученых, составляют не более 5% написаний. Кроме того, все они не входят в состав базовых орфографических навыков, которые должны быть сформированы в начальном звене. Зато, опираясь на основной закон правописания, ученики всегда и в среднем, и в старшем звене будут иметь точку отсчета, позволяющую определять место каждой орфограммы в системе правописания и анализировать данный способ решения орфографической задачи.

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.224.13.210 (54.224.13.210, 54.224.13.210)