На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Внутришкольный контроль"
 Внутришкольный контроль
 Как организовать работу с классными журналами
 Анализ выполнения учебных планов и программ
 Циклограмма работы заместителя директора по УВР в основной и старшей школе
 Исходные данные для планирования внутришкольного контроля
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: неизвестен

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ УЧАЩИМИСЯ

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ТЕТРАДЕЙ УЧАЩИМИСЯ  

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих правил и требований:

  • писать аккуратно, разборчивым почерком;
  • единообразно выполнять надписи на обложке тетради: для чего предназначена тетрадь (для работ по русскому языку, по математике, для работ по ...), класс, номер и название школы, фамилию и имя ученика. Тетради учащихся I - IV классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:

Тетрадь для работ по русскому языку (или математике)
ученика 2 класса средней школы №...
Фролова Михаила.
Тетради для учащихся 1 класса подписывается только учителем:

  • соблюдать поля внешней стороны (поля в обязательном порядке выделяются в тетрадях по русскому языку и математике в 1 - ... классах и в тетрадях по всем предметам);
  • в 1 классе в 1 полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия 1 класса, а также во 2 и 3 классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца - прописью;
  • писать на отдельной строке название темы урока, а также тему письменных работ (изложение, сочинение и др.);
  • обозначать номер упражнения, задачи или указать вид выполняемой работы, указать, где выполняется работа (классная или домашняя);
  • соблюдать красную строку;
  • для учащихся 1 - 3 (4) классов текст каждой новой работы начинать с красной строке на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

Между датой и заголовком, наименованием вида работ и заголовков, а также между заголовком и текстом а тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех случаях пропускать только две клетки.
Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующие работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике - 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).

  • выполнять аккуратно подчеркивания, условные обозначения карандашом, в случае необходимости с применением линейки или циркуля;
  • исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонко горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.


ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ УЧИТЕЛЕМ


Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

  • по русскому языку и математике: в 1 - 4 классах и в первом полугодии 5 классах - после каждого урока у всех учащихся.
  • изложения и сочинения по русскому языку, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются учителем у всех учащихся.

Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:

  • контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1 - 4 классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку; изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не позже, чем через 2 дня.

В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

  • при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1 - 3 (4) классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий.

При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (I- орф, V- пункт.)

  • подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой;
  • проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических и пунктуационных ошибок.

Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценки в классный журнал.
Самостоятельные, обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.
Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике, начиная со II четверти оцениваются; оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.
После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.

ПРОГРАММА ФРОНТАЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

  • Выполнение учителей Устава школы и правил внутреннего трудового распорядка.
  • Подготовка учителя к урокам, внеклассным мероприятиям - (тематическое, поурочное планирование, планирование воспитательной работы).
  • Выполнение учителем учебных программ.
  • Качество уроков, их развивающая, обучающая и воспитывающая роль.
  • Состояние знаний, умений и навыков учащихся.
  • Воспитание интереса к предмету (проблемное обучение).
  • Руководство учителем умственной деятельностью школьников.
  • Как учитель учит учиться.
  • Воспитание учащихся в ходе обучения и во внеурочное время.
  • Развитие устной и письменной речи учащихся. Организация внеклассного чтения и руководство учителем внеклассным чтением. Речевой режим учащихся на уроке.
  • Работа учителя по предупреждению неуспеваемости и второгодничества, изучение причин неуспеваемости, дифференцированная работа и индивидуальный подход.
  • Состояние тетрадей учащихся, периодичность и качество проверки. Система письменных работ, удельный вес самостоятельных и творческих работ.
  • Ведение классного журнала.
  • Воспитательная работа.
  • Работа с родителями.
  • Самообразовательная работа учителя.
  • Результаты учебно - воспитательной работы. Качество знаний учащихся. Фронтальный контроль может быть персональным, обобщающе - комплексным и иногда классно - обобщающим.
  • СТРУКТУРА СПРАВКИ ПО ИТОГАМ ПРОВЕРКИ
    (ФРОНТАЛЬНОЙ И ТЕМАТИЧЕСКОЙ)

  • Указание названий объекта, который проверялся и сроков проверки.
  • Цели и задачи проверки.
  • Состав проверяющей комиссии.
  • Объем проделанной работы.
  • Итоги, результаты проверки с указанием причин, выявленных недостатков.
  • Выводы, предложения и конкретные рекомендации по совершенствованию работы пед. коллектива.

  • ПАМЯТКА
    ДЛЯ БЕСЕДЫ С УЧИТЕЛЯМИ ПО ИТОГАМ ЧЕТВЕРТИ


    1. Выполнение учебного плана и программы.
    Количество уроков по учебному плану, дано фактически. Есть ли отставание, его причины. Как будет ликвидировано.
    Выполнение практической части программы.
    Система самостоятельных творческих работ, контрольных работ.
    Их количество, качество выполнения учащимися.

  • Успеваемость и качество знаний учащихся. Какие есть недочеты.
  • Работа учителя по повышению качества знаний, умений и навыков учащихся. Подготовка к урокам. Рабочие и тематические планы учителя.
  • Формирование интереса к знаниям, к учению.
    Как работает учитель над развитием мышления и речи учащихся.
    Использование технических средств в обучении.
    Осуществление связи обучения с жизнью, с трудом.
    Дополнительные занятия. Организация взаимопомощи в учебе.
    Контроль и его результаты.

  • Внеклассная работа по предмету.
  • Кружки, клубы по интересам. Предметные вечера, олимпиады, конкурсы. Выпуск специальных газет, бюллетеней и т.д. Результативность внеклассной работы. Влияние ее на качество знаний учащихся.

  • Воспитание учащихся во внеурочное время. Результативность воспитательных воздействий.
  • Повышение педагогического мастерства учителя. Работа по самообразованию. Участие в семинарах, лекториях. Выступление с докладами (где, тематика). Посещение уроков у учителей своей школы и других учителей в районе и др. Что взято на вооружение.
  • Какие методические вопросы не решены.

  • Общественная работа учителя.
  • Оформление материала для школьного медкабинета. Методическая разработка отдельных уроков или тем. Наглядные пособия, раздаточный материал, альбомы. Сборники творческих работ учащихся и т.д.
  • Какие трудности в работе испытывает, в какой помощи нуждается.
  • Итоги работы:
  • Всего обучается______ человек, из них учится на
    " 5" _____" 4" _____" 3" _____" 2" _____
    Получили переэкзаменовку и задание на осень _____
    Оставлены на второй год _____
    Снижена оценка по поведению _____
    Предложения по улучшению работы администрацией школы.

    ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ


    1. Ф.И.О.

  • Выполнение общих требований программы (из объяснительных записок).
  • Объем выполнения программы (полностью ли выполнены программы, все ли темы изучены и запланированы в сроки).
  • Ритмичность выполнения программы (соответствие количества часов, отведенных на изучение отдельных тем программы, фактически данным урокам); если нет то почему, на какие темы и на каком основании учителем отведено большее или меньшее количество часов, соблюдение последовательности в изучении учебного материала.
  • Соответствие содержанию. Усвоение учащимися содержания учебного предмета, предусмотренного программой, качество знаний учащихся.
  • Соответствие срокам.
  • Состояние умений учащихся, предусмотренных программой.
  • Качество выполнения теоретической части.
  • Состояние выполнения практической части программы, уровень ее осуществления.
  • Обеспечение межпредметных связей в процессе обучения, обусловленных учебной программой.
  • Уровень формирования общеучебных навыков.
  • Состояние организации, повторения и обеспечения систематизации знаний.
  • Специальные умения и навыки.
  • Состояние контроля (со стороны учителя) за знаниями и умениями учащихся.
  • Соблюдение норм оценок ЗУН учащихся.
  • Выполнение учебных программ.

    №№

    Наименование

    1

    Ф.И.О. учителя

    2

    Выполнение общих требований программ (из объясн. записок)

    3

    Соответствие содержанию

    4

    Соответствие срокам

    5

    Качество выполнения теоретической части

    6

    Качество выполнения практической части

    7

    Уровень осуществления практической части

    8

    Уровень формирования общеучебных навыков

    9

    Спец. умения и навыки

    10

    Соблюдение норм оценок ЗУН

     

     

    ПРОВЕРКА КЛАССНЫХ ЖУРНАЛОВ.


    ЖУРНАЛ КЛАССА


    Периодичность проверки
    Выполнение программы (количество часов, которое должно быть дано фактически).
    Выполнение практической части программы (экскурсии, лабораторные работы, предметные уроки, уроки внеклассного чтения).
    Система письменных работ (подготовка к к/р, место самостоятельных работ, количество).
    Организация повторения.
    Объем и характер домашних заданий.
    Текущий учет знаний.
    Тематический учет знаний.
    Зачеты.
    Система контроля за знаниями неуспевающих.
    Объективность выставления итоговых оценок.
    Посещаемость учащихся и ее учет.
    Оформление журнала.
    Кто из представителей.
    Общие выводы.

     

    НОРМЫ ОЦЕНОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.


    Русский язык
    Контрольный диктант.

  • Объем соответствует количеству слов по чтению.
  • Негрубые ошибки:
    • исключение из правил
    • повторение одной и той же буквы (букваарь)
    • перенос слов
    • единичный пропуск буквы на конце слова.
    • две негрубые ошибки + одна ошибка.
  • Однотипные ошибки:
  • Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

  • При трех поправках оценка снижается на 1 балл.
  • Выставление оценок за контрольный диктант.
    “5” - не ставится при 3-х исправлениях, но при 1 негрубой ошибке можно.
    “4” - 2 орфогр. и 2 пункт. ошибки или 1 орфогр. и 3 пункт.
    “3” - 3 - 4 орфогр. и 4 пункт., а также при 5 орфогр. ошибках допускается “3”.
    “2” - более 5 - 8 орфогр. ошибок.
    “1” - более 8 орфогр. ошибок.
    Оценки за грамматические знания.
    “5” - все верно.
    “4” - не менее 3/4 верно.
    “3” - не менее 1/2 верно.
    “2” - не выполнено больше половины.
    “1” - не сделано ни одно задание.
    Оценки за словарный диктант (строже к/диктанта)
    “5” - нет ошибок
    “4” - 1 - 2 ошибки
    “3” - 3 - 4 ошибки. При количестве 15 - 20 слов.
    “2” - 5 - 7 ошибок
    “1” - более 7 ошибок.
    Количество слов для словарного диктанта.
    1класс - 7 - 8 слов
    2 класс - 10 -12 слов
    3 класс - 12 - 15 слов
    4 класс - до 20 слов
    Оценки за контрольное списывание.
    “5” - нет ошибок
    “4” - 1 - 2 ошибки или 1 исправление (1 класс)
    1 ошибка или 1 исправление (2 - 4 класс)
    “3” - 3 ошибки и 1 исправление (1 класс)
    2 ошибки и 1 исправление (2 - 4 класс)
    “2” - 4 ошибки (1 класс)
    3 ошибки (2 - 4 класс)
    Математика
    Контрольная работа. Примеры.
    “5” - без ошибок
    “4” - 1 - 2 ошибки
    “3” - 2 - 3 ошибки
    “2” - 4 и более ошибок .
    Контрольная работа. Задачи.
    “5” - без ошибок
    “4” - 1 - 2 негрубые ошибки
    “3” - 2 - 3 ошибки (более 1/2 работы сделано верно)
    “2” - 3 и более ошибок.
    Комбинированная контрольная работа.
    “5” - без ошибок
    “4” - 1 - 2 ошибки, но не в задаче
    “3” - 2 - 3 ошибки, 3 - 4 негрубые ошибки, но ход решения задачи верен
    “2” - не решена задача или более 4 грубых ошибок.
    АНАЛИЗ
    письменных работ по русскому языку.
    На последнем методическом объединении учителей начальных классов совместно с учителями - словесниками 5-х классов следует обсудить результаты итогового диктанта, типичные ошибки третьеклассников и их причины. Учителям - предметникам необходимо знать пробелы в знаниях учащихся и включить вопросы, слабоусвоенные учащимися на конце учебного года и повторение в начале учебного года.
    Оценка “5” ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии письма. В третьем классе допускается выставление отличной оценки при одном исправлении графического характера.
    Оценка “4” ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от каллиграфических норм.
    Оценка “3” ставится за диктант если в нем допущено 3 - 5 орфографических ошибок, работа написана небрежно.
    Оценка “2” ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
    Оценка “1” ставится за диктант, в котором 8 орфографических ошибок.
    Ошибкой в диктанте следует считать:

    • написание правил орфографии при письме слов;
    • пропуск и искажение букв в словах;
    • замену слов;
    • отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса;
    • неправильное написание слов, которые не проверяются правилом (списки таких слов даны в программе каждого класса).

    За ошибку в диктанте не считаются:

    • ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с учащимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);
    • единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;
    • единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

    За одну ошибку в диктанте считается:

    • два исправления;
    • две пунктуационные ошибки;
    • повторение ошибок в одном и том же слове, например, в слове “ножи” дважды написано в конце “ы”. Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

    Негрубыми ошибками считаются следующие:

    • повторение одной и той же буквы в слове;
    • недописанное слово;
    • перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена;
    • дважды записанное слово, одно и то же в предложении.

    При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться следующими нормами оценок:
    Оценка “5” ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы.
    Оценка “4” ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий.
    Оценка “3” ставится если ученик обнаруживает усвоение определенной части изученного материала; в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий.
    Оценка “2” ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
    Оценка “1” ставится, если ученик не смог правильно выполнить ни одного задания.
    При оценке текущих и итоговых проверочных работ учащихся, представляющих собой списывание текста с учебника или доски, применяются следующие нормы оценок:
    Оценка “5” ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы.
    Оценка “4” ставится, если в работе допущено: 1 - 2 орфографических ошибки и 1 исправление (1 класс); 1 орфографическая ошибка и 1 исправление (2 - 3 классы).
    Оценка “3” ставится если в работе допущено: 3 ошибки и 1 исправление (1 класс); 2 ошибки и 1 исправление (2 - 3 классы);
    Оценка “2” ставится, если в работе допущено: 4 ошибки (1 класс); 3 ошибки (2 - 3 классы).
    Оценка “1” ставится, если в работе допущено: ошибок более, чем принято для выставления оценки “2”.
    Словарные диктанты проводятся в качестве текущих в рабочих тетрадях, в качестве проверочных - в контрольных. Списки таких слов даны в программе каждого класса, а также в конце учебника “Русский язык”.
    ПРИМЕРНЫЕ ЦЕЛИ ПОСЕЩЕНИЯ УРОКОВ.
    Цель: проанализировать эффективность методических приемов учителя, формирующих прочность знаний учащихся.
    Программа:1. Выяснить, учит ли учитель отбирать из суммы фактов главное основное.

  • Посмотреть, прививает ли учитель у учащихся навыки запоминания основных положений курса, необходимых для дальнейшего продвижения вперед.
  • Проверить, обучает ли учитель анализу и синтезу учебного материала.
  • Посмотреть, обучает ли учитель отвлеченному мышлению и обобщению единичных предметов и явлений в пределах школьной программы.
  • Цель: определить результативность организации методов и приемов контроля за усвоением знаний учащимися.
    Программа:1. Определяет ли учитель цель контроля, т.е. ЗУН и другие результаты обучения, которые планировались к достижению при изучении темы, курса, раздела.

  • Узнать определяет ли учебную деятельность учитель (вопросы, задания, ответы, которые отражают усвоение отдельных понятий по данной теме).
  • Посмотреть, составляет ли учитель задания на проверку этой деятельности.
  • Цель: проанализировать эффективность использования межпредметных связей (МПС) для достижения глубины знаний.
    Программа:1. Проверить, обеспечивает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.

  • Выявить, систематически ли использует учитель МПС.
  • Проверить, знает ли учитель смежные предметы, согласовано ли выделяет межпредметные проблемы, задания.
  • Посмотреть, ставит ли учитель перед учащимися конкретные познавательные цели и задачи межпредметного урока, что обеспечивает направление мысли и активное использование знаний.
  • Цель: определить, какие приемы использует учитель для поддержания активного внимания учащихся на протяжении всего урока.
    Программа: 1. Выяснить, четко ли учитель формирует цель и задачи предстоящих занятий, добиваясь их понимания каждым учеником.

  • Посмотреть, использует ли учитель объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание, устраняя по возможности все посторонние раздражители.
  • Определить, использует ли учитель разнообразие методов обучения и видов учебной деятельности.
  • Узнать, использует ли учитель разнообразные способы повышения интереса учащихся к изучаемой проблеме (новизна, актуальность содержания, эффект занятий).
  • Посмотреть, применяются ли разнообразные приемы, обеспечивающие устойчивость и продуктивность внимания (эмоции, разрядка, выразительность речи).
  • Цель: проверить на сколько целесообразно использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.
    Программа: 1. Выяснить, на каких этапах урока учитель использует дидактический и раздаточный материал, с какой целью.

  • Определить, способствовал ли дидактический материал углублению знаний их прочности, а также повышению творческой активности учащихся.
  • Цель: проанализировать эффективность использования на уроке форм и методов обучения.
    Программа:1. Посмотреть, правильно ли видит учитель место урока в системе других по теме.

  • Проанализировать, обосновано ли, целесообразны ли те приемы, которые учитель использует на уроке.
  • Посмотреть, носит ли материал научный характер.
  • Сочетается ли индивидуальная и фронтальная работа с групповой формой работы.
  • Цель: выявить и оценить эффективность педагогического поиска учителя по совершенствованию урока.
    Программа: 1. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя, способствующих успешному решению задач реформы школы.

  • Выяснить, как учит учащихся учитель отбирать из суммы фактов главное, основное и как это влияет на прочность усвоения их знаний.
  • Проверить, способствует ли учитель выработке общеучебных и общетрудовых умений и навыков.
  • Посмотреть, учитывает ли учитель индивидуальные особенности учащихся, а также подготовки и развития в процессе формирования у них ЗУН.
  • Цель: проверить эффективность использования на уроке ТСО.
    Программа: 1. Выявить, способствует ли ТСО повышению интереса учащихся к изучаемой цели.

  • Определить, приучает ли ТСО к рациональности и самостоятельности приобретения знания.
  • Способствует ли ТСО привитию навыков самоконтроля.
  • Проверить, позволяют ли ТСО существенно активизировать самостоятельную деятельность учащихся.
  • Цель: проанализировать деятельность учителя по привитию навыков культуры умственного труда.
    Программа: 1. Посмотреть, приучает ли учитель планировать вид работы, ставить цели, выбирать для их осуществления наиболее рациональные пути и средства.

  • Проверить, умеют ли учащиеся распределять работу по времени.
  • Выяснить, обучает ли учитель учащихся организовать свое рабочее место.
  • Узнать, обучает ли учитель учащихся навыкам контроля и самоконтроля.
  • Цель: определить результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся.
    Программа: 1. Познакомиться с работой учителя по усложнению смысловой функциональной речи.

  • Познакомиться с работой учителя по обучению усвоению словарного состава речи.
  • Познакомиться с работой учителя по усилению коммуникативных средств речи.
  • Познакомиться с работой учителя над овладением учащимися художественными образами, выразительными средствами языка.
  • Цель: определить эффективность методического приема мыслительной деятельности учащихся, использование при опросе и учете знаний.
    Программа: 1.Выявить, требует ли учитель от учащихся осознанности, последовательности изложения.

  • Посмотреть, как учитель реагирует на затруднения при ответе.
  • Выяснить, вовлекаются ли все учащиеся в рецензирование ответа.
  • Проверить, комментирует ли учитель ответы учащихся.
  • Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости.
    Программа:1. Посмотреть, разделяет ли учитель сложные задачи для слабоуспевающих на отдельные дозы, подзадачи, этапы и т.д.

  • Выяснить, наблюдает ли учитель за деятельностью школьников, отмечает ли положительные моменты в их работе.
  • Узнать, выявляет ли учитель типичные затруднения и ошибки в работе со слабоуспевающими и акцентирует на них внимание тех учащихся чтобы предупредить их повторения другими.
  • Цель: выявить оптимальные сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной деятельности учащихся.
    Программа: 1. Определить соответствие использования индивидуальной формы работы характеру изучаемого материала.

  • Определить эффективность помощи учителя во время индивидуальной работы учащихся.
  • Определить рациональность использования групповых форм учебной работы: сделать заключение об использовании групповых форм при дифференциации учебного материала по сложности и по характеру, сделать заключение о применении групповых форм за время выполнения трудных заданий, сделать заключение об использовании фронтальных форм при изучении теоретического материала.
  • УРОК В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

  • Цели: постановка комплексных задач обучения и воспитания.
  • 1.Образовательные задачи:

    • формирование понятий, законов;
    • выработка умений, навыков по предмету;
    • формирование навыков учебного труда.

    2.Воспитание учащихся на уроке:

    • комплексное воспитание, всестороннее развитие;
    • НОТ: обучение умению ставить цель, выделять существенное, главное планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе, беречь время.

    3.Содержание:

    • полнота (в соответствии с программой);
    • научность
    • связь с жизнью;
    • доступность(но, высокая степень трудности);
    • опора на межпредметные связи;
    • систематичность и последовательность (опора на логику учебника)

    4.Форма:

    • место урока в системе уроков по теме;
    • оптимальные формы организации: классная, групповая, индивидуальная;
    • целенаправленное разнообразие структуры урока;
    • завершенность всех видов работ;
    • дифференцированные наборы заданий;
    • рациональные формы обратной связи: учитель - ученик;
    • отсутствие шаблона;
    • разумная плотность урока (без рабочих пауз), экономия времени.

    5.Методы:

    • соответствие методов содержанию, их направленность на решение задач комплексного подхода к обучению и воспитанию;
    • методы, направленные на формирование познавательных интересов положительного отношения к учению (использование эффекта новизны сравнения, парадоксальности, познавательного спора, занимательности, игры и др. );
    • методы, активизирующие мышление;
    • методика, самостоятельных работ.
    • выработка навыков НОТ (через методы);
    • использование внеклассного чтения, реализация внеурочных знаний учащихся;
    • характер вопросов, их логическая нагрузка (требует ли выделения существенного сравнения, анализа, установления причинно - следственных связей, доказательства, обобщения, рецензирования, применения знаний на практике, аргументации, иллюстрации и т.д.).
  • Условия обучения. Технология урока.
    • педагогический такт и самоконтроль учителя (культура общения, контакт с классом, находчивость, решительность, деловитость учителя, чувство юмора, культура речи, современный внешний вид);
    • санитарно - гигиенический режим (состояние помещения, чистота, проветренность, температура и т.д., расписание и др.);
    • психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, организация взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.);
    • предупреждение перегрузки, дифференцированность домашних заданий и дифференцированная работа на уроке;
    • учебно - материальное обеспечение урока (необходимая и достаточная материальная база, эффективность ее использования);
    • рабочее место учителя и ученика;
    • рабочий темп урока (не расхолаживающий, но не завышенный);
    • влияние организации урока на обучение и воспитание.
  • Результаты:
    • выполнение поставленных целей;
    • объем знаний, умений, навыков;
    • их прочность, действенность;
    • осознанность;
    • преемственность;
    • результативность письменных работ;
    • продвижение учеников в умственном развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование ответственного отношения к делу.

    ТРЕБОВАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ УРОКА.

  • Соответствие урока программе по месту и по времени.
  • Структура урока и целесообразность этапов, соотношение их по времени.
  • Идейность и научность.
  • Эстетическое воспитание, эмоциональные стороны урока.
  • Преподнесение нового материала.
  • Соблюдение принципов развивающего обучения.
  • Связь с жизнью.
  • Наглядность обучения, использование ТСО.
  • Работа с книгой.
  • Зарождение новых понятий, радость познания.
  • Организация тренировочных упражнений.
  • Самостоятельность в работе учащихся.
  • Активность и инициатива учащихся.
  • Охват учащихся разнообразными формами работы.
  • Охват устной и речевой практикой.
  • Индивидуальный подход (внимание способным, работа с отстающими).
  • Организация проверки знаний учащихся.
  • Состояние глубины и прочности знаний учащихся.
  • Соответствие оценок и аннотации к ним.
  • Организация домашнего задания.
  • Темп хода урока.
  • Педагогический такт учителя.
  • Речь учителя, его субъективные достоинства.
  • Работа над произношением.
  • Словарно - фразеологическая и стилистическая работа.
  • Развитие связной речи, практическая направленность.
  • Изучение грамматики, лексики.
  • Техника чтения.
  • Культура речи и письма.
  • Изучение литературных произведений.
  • Система письменныхработ.
  • ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ.

  • Как решаются на уроке основные образовательные задачи, включая формирование общих и специальных умений и навыков учебного труда?
  • Как решаются на уроке задачи формирования мировоззрения, нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.
  • Как решаются на уроке задачи развития интереса к учению, мышления, воли, эмоциональной сферы деятельности.
  • Как учитываются особенности класса при планировании и решении задач урока.
  • Оптимальность избранной структуры урока и темпа его проведения.
  • Оптимальность содержания урока (объем, сложность, доступность, научность, межпредметные связи и т.д.).
  • Оптимальность избранных методов обучения(цель урока, специфика класса, тема) словесных, наглядных и практических, индуктивных и дедуктивных, репродуктивных и поисковых, методы самостоятельной работы, методическое стимулирование методов контроля за эффективностью контроля.
  • Оптимальность сочетания форм обучения на уроке (общеклассных, групповых, индивидуальных), дифференцированный подход к слабоуспевающим и наиболее подготовленным учащимся.
  • Оптимальность применения разнообразных средств на уроке.
  • Морально - психологический и эмоциональный климат на уроке. Личностное влияние учителя.
  • Оптимальность объема сложности домашнего задания и способов инструктирования о его выполнении.
  • Результативность урока:
  • а) степень усвоения учащимися основных понятий, фактов, социальных умений и навыков;
    б) оценка ожидаемых изменений в развитии интереса к учению, воли, эмоции, общеучебных умений и навыков, умение выделять главное, планировать ответ, работать с книгой, картой, осуществлять самоконтроль, в должном темпе читать и писать;
    в) оценка ожидаемых изменений воспитанности школьника.
    Недостатки: учителям не удаются два типа уроков:
    а) уроки объяснения нового материала;
    б) уроки повторения.
    Не отводится большая часть времени на объяснение и первичное закрепление нового материала, нет системы подготовительных упражнений, объяснение проходит скоротечно, не организовано достаточное количество практических действий, нет реализации дидактических целей, плохо реализуются упражнения учебника, учебник используется на 20%, учителя берут более легкие упражнения. Обратить внимание на работу с учебником.
    При решении задач преобладают фронтальные методы.
    Преемственность: учителя средних классов не знают программы начальных классов.
    ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ.
    Цель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
    Содержание:

  • Нравственность, общественная и трудовая активность.
  • Отношение к учению, познавательная активность.
  • Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.
  • Интеллектуальное развитие, темпы усвоения материала.
  • Навыки учебного труда, умение рационально учиться.
  • Волевые качества.
  • Эстетическое развитие, культурный кругозор.
  • Физическое развитие.
  • Сознательность дисциплины, поведения.
  • Воспитательное влияние семьи.
  • Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.
  • По каким предметам надо улучшить успеваемость.
  • Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.
  •  

    загрузка...
    Реклама

    Все материалы сайта Rambler's Top100

    Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
    В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
    то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

    При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

    Обратная связь

    Ваш IP:
    54.224.13.210 (54.224.13.210, 54.224.13.210)