На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Внутришкольный контроль"
 Примерные цели посещения урока
 Анализ урока физкультуры
 Профилактика неуспеваемости
 Внутришкольный контроль
 Как организовать работу с классными журналами
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: неизвестен

Изучение системы работы учителя

Изучение   системы   работы   учителя

и оценка результатов учебного процесса

 

Изучение системы работы учителя

 

Изучение системы работы учителей является одной из составных частей работы по анализу состояния образовательного процесса в учебном заведении. Для того чтобы изучение деятельности педагога было эффективным, необходимо выработать единые под­ходы, позволяющие объективно и глубоко проанали­зировать работу учителя на уроке. Зачастую дирек­тор и его заместители при посещении уроков руко­водствуются разными критериями оценки деятельно­сти педагога. В результате учитель получает различ­ные оценки одной и той же деятельности. Подходов к изучению системы работы учителя может быть много, но руководителю важно выявить те веду­щие элементы образовательного процесса, от кото­рых зависит успех урока. При изучении системы ра­боты учителей и анализа их деятельности руководи­тели школ могут существенно влиять на организацию образовательного процесса, организовывая инфор­мационную службу по распространению передового опыта. Директор школы, его заместитель или мето­дист, вычленив из опыта педагога то, что можно и сле­дует распространить, приводит его в законченную и четко определенную систему.

Изучение деловых и профессиональных качеств учи­телей, их стиля работы, уровня подготовки, достоинств и недостатков позволяет наиболее рациональ­но осуществить расстановку педагогических кадров в параллелях и классах с различным уровнем препо­давания предметов. Изучение системы работы педа­гогов позволяет своевременно оказывать методичес­кую помощь тем, кто в ней нуждается. Изучить деятельность учителя не означает только об­наружить и зафиксировать недостатки его работы. Важно оказать помощь педагогу, определить, как исправить дело, если оно поставлено неудовлетворительно.

Схема анализа деятельно­сти учителя на уроке

 

1.    Эффективность использования времени урока, мобилизующее начало.

2.    Целесообразность использования на уроке приме­няемых методов обучения и их потенциальных возможностей по активизации познавательной деятельности.

3.    Место и роль самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока. Соблюдение принципа последовательности в обучении при выполнении самостоятельных работ.

4. Формирование умений, навыков учащихся в процессе самостоятельной и практической работы.

5.    Работа с учебником, первоисточником и справочной литературой.

6.    Содержание материала, отобранного для урока, и приемы закрепления изученного на уроке.

7.    Оптимальное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач на уроке.

8.    Отработка умений применять на практике знания, полученные в ходе урока.

9. Степень дифференциации и индивидуализации обучения учащихся.

10.  Использование на уроке новых информационных технологий.

11.  Отношение учащихся к учителю и предмету, увлеченность школьников учебной работой.

12.  Степень насыщенности урока элементами нового.

13.  Воспитывающий характер обучения.

14.Своевременность объявления домашнего задания и целесообразность его комментирования.

15.  Работа учителя над развитием связной речи учащихся.

16.Организация словарной работы.

17.Оценка знаний в течение урока как стимул к учебе.

Методика оценки учебных показателей

учащихся

 

С изменением содержания образования, использо­ванием многоуровневых программ, введением в учеб­ный план дополнительных дисциплин существенным образом меняется распределение времени на изуче­ние того или иного предмета. В ситуации профильно­го обучения на непрофильные предметы выделяется минимальное количество часов в неделю, позволяю­щее лишь выполнить федеральный компонент Базис­ного учебного плана. Таким образом, на изучение от­дельных предметов может быть выделено всего один или два часа в неделю.

Оценить деятельность ученика, используя класси­ческую систему оценки знаний, умений и навыков, становится все труднее и труднее. Если число ча­сов, выделенных на изучение предмета больше двух, то еще есть возможность накопления оценок у каж­дого ученика в течение четверти для получения достаточно объективной итоговой четвертной оценки. Но и эта оценка с достаточной степенью точности не отражает учебные показатели обучаемого. Если же число часов в неделю один или два, то накопить дос­таточное количество оценок за четверть для каждо­го ученика достаточно трудно. В этой ситуации очень сложно оценить результаты деятельности учащего­ся объективно.

В подобных случаях учителя стараются применить более гибкую систему оценивания, используя различ­ные способы оценки учебных показателей учащихся. Это может быть программируемый контроль, фрон­тальный опрос, коллективное решение качественных задач, самостоятельная работа, диктант, написание конспекта, выполнение домашнего задания, взаимо­контроль, самоконтроль, контрольная работа, зачет по теме и т.д. Применяя различные формы проверки результатов учебной работы учащихся, учитель име­ет возможность в течение урока оценить знания и уме­ния обучаемых и, таким образом, поставить несколь­ко оценок каждому ученику.

Но при определении итоговой отметки за четверть или полугодие нельзя руководствоваться средним ариф­метическим. Очевидно, что каждая оценка имеет свой «вес» и выражает показатели различной деятельнос­ти учащихся. Например, оценка «отлично» за ответы в ходе фронтального опроса, где ученику было зада­но несколько вопросов, не соответствует такой же оценке за контрольную работу, в которой он показал знание теоретического материала и умение приме­нять его на практике.

Добиться максимальной объективности оценки дея­тельности обучаемых можно, применяя систему коэф­фициентов значимости отметок. Для предметов есте­ственно-научного цикла в лицее разработана и успеш­но применяется система коэффициентов значимости отметки, представленная в таблице.

 

Формы проверки

1

Программируемый контроль

 

2

Фронтальный опрос

3

Решение качественных задач

4

Самоконтроль

5

Взаимоконтроль

6

Решение задач

7

Домашнее задание

8

Самостоятельная работа

9

Практическая работа

10

Лабораторная работа

11

Диктант

12

Контрольная работа

13

Зачетная работа

14

Экзамен по итогам периода обучения

 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.167.242.107 (54.167.242.107, 54.167.242.107)