На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Классному руководителю"
 Вечер отдыха "Вместе нам хорошо"
 Советы классному руководителю по проведению собрания
 Содержание тетради классного руководителя
 В помощь классному руководителю
 Правила оформления классных журналов
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Казеичева Ирина Николаевна, педагог-психолог

В копилку молодого учителя.

Пути эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями

Казеичева Ирина Николаевна, педагог-психолог

В рамках участия в реализации городской программы “Профессиональное становление молодого учителя” мне, как педагогу-психологу, было предложено встретиться с молодыми специалистами и помочь в обсуждении проблем начинающих учителей.

Проанализировав работу секции молодых учителей прошлых лет, была разработана “Программа по становлению профессионального и личностного роста молодых учителей”, которая способствовала бы развитию личности педагога и максимальному использованию своего потенциала в жизни и профессиональной деятельности.

Одно из занятий было посвящено знакомству с путями эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями. Тема эта была выбрана мной неслучайно, т.к. результаты опроса молодых педагогов показали, что более половины молодых специалистов не довольны участием родителей в организации помощи школе, пассивны в отношении жизни классного коллектива, в котором находится их ребенок.

Как и любое занятие, начинаем работу с разминки. В качестве разминочных я обычно использую упражнения, активизирующие участников, это: “Путанка”, “Коленочки” и другие, хорошо известные психологам игры.

Затем, работая в подгруппах “Родители” и “Учителя”, молодые педагоги выясняют, что хотят родители от учителей и, соответственно, учителя от родителей. Совместно приходим к выводу, что обе стороны ждут друг от друга организованности, взаимопонимания, терпения, чуткости, организованности, взаимоуважения. Здесь также и тактичность, и подготовленность по тем или иным вопросам, и умение подвести итог сказанному.

Как же привлечь родителей в школу? На следующем этапе я знакомлю молодых учителей с активными методами взаимодействия с родителями.

Выступление психолога. В детстве закладывается основа личности человека и его судьбы. Исследования показывают, что современные родители, воспитывая детей, все больше нуждаются в помощи специалистов. Более того, консультации необходимы не только родителям групп риска, но и благополучным семьям.

В настоящее время все чаще наряду с детьми с уравновешенной психикой встречаются дети эмоционально неустойчивые. Нередко наблюдаются импульсивность, агрессивность, лживость, криминальные наклонности, а также повышенная чувствительность, застенчивость, замкнутость и т.п.

Многие родители заинтересованы в том, чтобы лучше воспитывать своих детей.

Чтобы укрепить сотрудничество школы и семьи, необходимо разнообразить формы взаимодействия с семьей: родительские встречи, анкетирования, практикумы, разработка памяток, семинары родителей по обмену опытом воспитания и др.

Что же можно сделать для того, чтобы как можно больше родителей стали настоящими партнерами школы в деле воспитания детей?

- Поднимать авторитет семьи;

- Воспринимать ошибки в воспитании, как создание новых возможностей для развития;

- Учитывать интересы родителей;

- Опираться на жизненный опыт родителей;

- Не концентрироваться на недостатках в семейном воспитании;

- Верить, что любая семья имеет сильные стороны.

Перечислим факторы, препятствующие эффективной организации работы с родителями:

- ожидание быстрого и легкого успеха (желание быстро найти легкие ответы на трудные вопросы);

- отсутствие опыта группового взаимодействия;

- закрытость родителей;

- завышенные ожидания от взаимодействия с учителем.

Другая трудность в организации работы с родителями заключается в том, что родители – взрослые люди, которые имеют свои взгляды, закрепленные стереотипы, например, такие как: “я и так все знаю” - отрицание возможности приобретения нового опыта; “чему вы можете меня научить, я старше вас” - демонстрация превосходства возраста; “вы учитель, вы и занимайтесь с ребенком” - долженствование и др.

Многие учителя, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Я думаю, что у неопытного педагога актуализируется своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. А мифы отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем в этом разобраться.

Миф 1. Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу сказать им что-то новое.

Многие причинно-следственные связи не очевидны для родителей, многое позволяет родителям по-новому взглянуть на своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.

Миф 2. У другого учителя (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой собрания и хотели бы встретиться вновь.

Безусловно, опыт практической работы, уровень сформированности коммуникативных умений, наличие навыка публичных выступлений, личностные особенности играют роль при выступлении на родительских собраниях. В то же время каждому приходится сталкиваться с недоверием, напряженностью, невысокой мотивацией, сопротивлением родителей, когда их ставят перед необходимостью слушать выступающего.

Учитель не может отвечать за то, что все уйдут с собрания с чувством глубокого удовлетворения и благодарностью. Это миф, а реальность в том, что если часть родителей найдет для себя что-то полезное в обсуждаемой теме, захочет и сможет прийти на собрание еще раз – это хороший результат использования такой формы как родительские встречи-собрания.

Миф 3. Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентен.

Трудно найти человека, который знает ответы на все вопросы. Если воспринимать все вопросы родителей не как экспертизу на профпригодность, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания – это ситуация взаимного обмена. Учитель имеет право сказать, что не готов дать ответ на вопрос в данный момент, он обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации педагога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.

Отделив реальность от мифов, вы сможете обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.

Формы взаимодействия с семьей. По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими, итоговыми.

Текущие - успеваемость, воспитательные мероприятия.

Тематические – носят просвещенческий характер, направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей. Сюда можно пригласить выступить по теме психолога, юриста, социального педагога, врача (сопутствующей специализации), и др. специалистов.

Итоговые – подведение результатов развития детского коллектива за определенное время.

К каждому родительскому собранию уместно подготовить диагностический материал для родителей или статистический материал, связанный с изучением отдельных сторон жизни учащихся класса.

Не забывайте о традициях родительских собраний: это и красиво оформленные приглашения на родительские собрания, ведение родительских дневников, введение в содержание родительского собрания определенных традиционных рубрик:

“Крылатые фразы о воспитании”;

“Книжная полка родителей”

“Творческая мастерская” и т.п.;

рефлексия собрания (высказывания родителей по поводу актуальности, значимости собрания, оформление коллажа и т.п.).

Чтобы заинтересовать молодых учителей в общении друг с другом, я на каждом занятии предлагаю им “Копилку для вопросов”. Это обычная небольшая коробочка, в которую учителя складывают вопросы, которые у них назрели в ходе занятия, и которые они хотели бы задать друг другу. А затем, вытягивая из копилки вопрос, предлагаю поделиться опытом: “А как это делаете вы?”. Обычно дальше идет бурное обсуждение, в ходе которого коллеги делятся своим, пусть и небольшим опытом.

Так как каждая встреча учителя с родителями, особенно с большими группами родителей, несет определенный стресс, будет уместно вспомнить на этом занятии о способах регуляции и саморегуляции организма. (Здесь я знакомлю молодых учителей с дыхательной гимнастикой, мышечной релаксацией и другими техниками, помогающими сбросить напряжение.)

В качестве заключительного упражнения - упражнение, оставляющее эмоционально-положительной фон настроения. Я предлагаю учителям нарисовать милое симпатичное существо, глядя на которое хочется улыбнуться; почувствовать, сколько тепла оно излучает, и взять это тепло, эту положительную энергию с собой.

В заключение - обратная связь (Что понравилось? Что не понравилось? Замечания и пожелания ведущему) и благодарность участникам за активную работу на занятии и пожелания успехов в работе.

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.166.133.84 (54.166.133.84, 54.166.133.84)