На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Уроки по трудовому обучению"
 Календарно-тематическое планирование 6 класс (девочки, новая программа)
 Пословицы о труде
 Инновационные подходы к обучению учащихся по образовательной отрасли «Технология»
 Метод творческого проекта как коллективная форма взаимообучения
 Календарно-тематическое планирование 8 кл девочки (2 семестр)
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Инновационные подходы к обучению учащихся по образовательной отрасли «Технология» ПЛАН                                                                   

            1. Главная цель образовательной отрасли «Технология»

             2. Отличие образовательной отрасли «Технология» от привычного       «Трудового обучения»

3. Переход от информационно-объяснительного обучения к деятельному, развивающему

4. Формирование у школьников принципиально иной психологии

5. Разработка индивидуальных и коллективных творческих проектов и их воспитательное  воздействие на учащихся

6. Ситуативный, поддерживающий и опережающий стиль учителя

7. Традиционные и исследовательские подходы к обучению      

 

 

                                                  Главная цель образовательной  отрасли «Технология» – подготовка    учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитие и воспитание широко образованной , культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности.

            Изучение образовательной области позволяет молодежи приобрести обще-технологические и, частично, специальные знания и умения.

           Каждый учитель стремится к тому, чтобы его ученики занимались с интересом и охотой. Интерес к учению надо не только пробудить, но поддерживать и развивать. Познавательная активность – это устойчивое стремление к овладению знаниями и способами деятельности. Формирование ее – цель и условия обучения.

            Хотя понятие познавательной активности носит многоаспектный характер, суть его сводится к ответу: как сделать обязательное желанным? Важное отличие образовательной отрасли "«Технология" от привычного «Трудового обучения» состоит в органичном слиянии в ней  технико-технологических знаний, естественно-научных и гуманитарно-эстетических знаний. Такое многообразие получения информации обеспечивает комплексный подход к изучаемому предмету, способствует осознанию его жизненной необходимости, личной  востребовательности.

     Учителю трудового обучения приходится ориентироваться в типовых ситуациях, решать множество нестандартных педагогических задач, вести поиск новых путей обучения и воспитания. Говоря иными словами, учитель всегда в пути, в развитии. Идея развития педагогического мастерства признана сегодня узловым моментом идеологии перестройки образования. Современному учителю необходимы педагогические знания, умения наблюдать, анализировать, исследовать учебно-воспитательный процесс. Соблюдая эти требования, использование педагогического опыта станет успешным и эффективным.

             

             Задачи поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации и совершенствования отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию. При обучении учащихся следует осуществлять переход от информационно-объяснительного обучения к деятельному, развивающему. Это прежде всего:

- исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперед, развития;

    - формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;

     - идея опоры, позволяющей дать самому слабому учащемуся продвигаться в учении идея опережения, ускоряющая развитие сильных, наиболее способных учащихся;

     - использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;

     - соответствие формы деятельности ее содержанию;

использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания, карточки-  задания, защита творческих проектов);

     - самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.

             Претворение в практику обучения этих служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик». Однако, нельзя оставлять без внимания и другую сторону образовательных (дидактических) отношений, которая  затрагивает сферу подготовки учителя к уроку по трудовому обучению.

             Учитель, приступая к подготовке урока, решает целый ряд проблем: определяет цели, отбирает содержание, решает вопрос о логике изложения, ищет адекватные формы претворения своего замысла  в жизнь. И очень часто в этом целостном процессе подготовки к уроку учителю трудно разграничить момент постановки целей от поиска средств реализации, работу по отбору содержания от построения логики будущего урока. Как правило, учитель разрабатывает одну базовую модель урока, которая отвечает общим целям изучения предмета, ориентируется на средний уровень готовности учащихся к усвоению учебного материала. Затем в процессе преподавания эта модель обогащается, конкретизируется, уточняется применительно к конкретным классам учащихся, то есть учитель на основе принятой им стратегии обучения разрабатывает тактику.

           Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика т практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся. На первый план выходит профессионализм учителя. Современная мысль  А.С.Макаренко о том, что ученики простят своим учителям и строгость и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.

           Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе. В настоящее время школа должна следовать лучшим традициям украинской школы,  направленных на овладение учащимися  общетрудовыми  и технологическими умениями и навыками.

 

Перед учителем трудового обучения встают задачи:

            - формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию     самостоятельных решений;

            - отстаивания своей позиции и точки зрения;

            - ответственности за результаты и последствия своей деятельности.

     Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.

 

           Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.

           От того, насколько эта работа будет иметь мотивацию и заинтересованность учащихся, зависит и результат обучения. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский говорил, что радость труда несравнима ни с какими радостями. Следует доставлять эту радость школьникам на уроках трудового обучения.

           Центральным звеном организации учебно-воспитательного процесса является УРОК, который составляет основную форму организации обучения и воспитания учащихся. В нем представлены в сложном взаимодействии цели, содержание, средства и методы обучения и воспитания.

           Для успешного овладения учащимися современным содержанием учебного материала учителям трудового обучения необходимо привести процесс обучения в более тесное соответствие с гносеологическими основами учебного познания, с одной стороны, и с требованиями жизни и содержания – с другой.

           Обучение следует рассматривать как систему, то есть как упорядоченную совокупность, объединение взаимосвязанных и расположенных в определенном порядке элементов целостного образования. Обучение по образовательной отрасли «Технология» должно сформировать у учащихся систему знаний о предметах и средствах технологического процесса, условиях предстоящей деятельности, научных основах производства. Требованиях эксплуатации технологического оборудования.

           Способ организации учебной деятельности учащихся выступает             незаменимым развивающим и воспитательным средством, так как организуя учебно-воспитательный процесс в виде традиционного урока или найдя ему альтернативу, учитель ставит учащихся в разные условия.

           В первом случае – при выполнении учителем всех ключевых ролей в процессе обучения – это формирование у учащихся пассивной позиции, репродуктивного типа познавательной деятельности.

           Во втором – это попытка сделать учащегося субъектом учебной деятельности, обогатить его социальный опыт путем включения в совместную коллективную деятельность на уроке, готовить к самостоятельности и активному самообразованию. Организационные формы разработки творческих проектов  несут важную воспитательную нагрузку, потому что они способны развить у учащихся чувство ответственности, коллективизма, способность к лидерству, умение подчиняться другим в совместной деятельности.

    

Учитывая цели обучения, чрезвычайно важна способность учителя вести каждого учащегося в его развитии вперед. В настоящее время на практике можно видеть три основных стиля, закрепленных в следующих стереотипах поведения учителя:

 

           СИТУАТИВНЫЙ СТИЛЬ. Учитель не реализует в обучении развивающие и воспитательные цели. Он целиком полагается на убеждение, что содержание учебной дисциплины само воспитывает учащегося. Отсутствует целенаправленность воспитания на уроке. Учитель пассивен, его воспитательная деятельность складывается из преодоления незапланированных, чисто неожиданных ситуаций.

 

           ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ СТИЛЬ (наиболее распространенный). Учитель старается использовать учебный процесс для поддержания и развития всего лучшего в учащихся, но полностью воспитательные возможности по предмету не использует, цели развития и воспитания часто задаются формально.

 

           ОПЕРЕЖАЮЩИЙ СТИЛЬ. Учитель реализует позицию ведущего в учебно-воспитательном процессе. Он координирует и педагогизирует окружающие воздействия на учащихся: стимулирует интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы деятельности учащихся. Учителю удается добиться, чтобы учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и стремились к поиску путей их достижения. Учителя, обладающие такой позицией при обучении, обычно являются лидерами учащихся, любимыми и авторитетными наставниками.

 

           Учитель трудового обучения должен отвечать следующим требованиям:

- конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов,        - любых физико-психологических данных;

         - демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;

     - разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция,    чуткость, способность к сопереживанию.

           Задача учителя технологии – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.

 

           Анализ педагогической деятельности учителей трудового обучения показывают, что учителя при организации учебного процесса придерживаются двух основных направлений в развитии подходов к обучению учащихся:

           1.Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко выделенных эталонов.

           2.Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

           Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 70% учебного времени   уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. Именно в учебных мастерских образовательных школ закладываются основы работы с ручными инструментами и на станочном оборудовании, прививается интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, учащиеся приучаются к дисциплине, организованности, воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций. В результате обучения учащиеся на уроках трудового обучения производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других материалов). Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания.      

                                                                                                                                               Следовательно, основа уроков трудового обучения – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.

           Методика проведения урока трудового обучения отличается от уроков гуманитарного и естественно - научного циклов тем, что в нем предусматривается  взаимодействие теоретической и практической деятельности учащихся в учебных мастерских общеобразовательных школ.

           Основными характерными подходами к уроку трудового обучения являются:

           - объединение теоретического и практического обучения;

           - наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их

      применение, формирование технологических приемов и операций;

   - тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока;

           - слияние процесса усвоения знаний и процессов формирования   первичных умений и навыков, их взаимодействие;

           - материально-техническая и методическая обеспеченность одновременного усвоения знаний и умений.

     При рассмотрении структуры урока следует отметить не обособленные,

отдельные его части, а структурные элементы, группируемые по характерной деятельности учителя технологии и учащихся.

 

            Как правило, в учебно-воспитательном процессе применяются различные методы обучения. Возможно значительное число вариантов в пределах одного урока, что определяется решаемыми образовательными (дидактическими) задачами. В процессе трудового  обучения следует рассматривать деятельность учителя  и деятельность учащихся с позиции повышения уровня ее проблемно-поисковой и исследовательской направленности на всех этапах и во всех проявлениях, активизируя мыслительные и интеллектуальные способности учащихся.

 

           В СОВРЕМЕННОМ учебно-воспитательном процессе на уроках трудового обучения мы применяем нетрадиционный метод – МЕТОД ПРОЕКТОВ.

          Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.

 

              Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя.

 

              Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).

Таким образом, очевидна новая функция образовательной           отрасли «Технология»: через образование учителя трудового обучения должны привести ученика к самообразованию, к активности, творческой и познавательной деятельности.

            Все большее понимание и признание среди учителей трудового  обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.

 

                Применяя исследовательские подходы учителями в обучении          учащихся, можно сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся.

 

                Переход к рыночным отношениям, связанный с появлением рынка труда и рабочей силы требует новых подходов к содержанию политехнического образования школьников. Одной из основных целей школьного образования сегодня является подготовка молодых людей, обладающих профессиональной мобильностью, позволяющей ориентироваться в новой производственной обстановке и овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения непрерывно изменяющихся трудовых функций. Современный учащийся школы в ходе допрофессиональной подготовки должен научиться основным рациональным приемам приобретения знаний, видеть их возможность области применения, а также пути своего профессионального самоопределения с учетом личностных особенностей и состояния здоровья. Во всей стране утверждается идея о необходимости смещения акцента в сторону более глубокой технологической подготовки, непрерывное осуществление которой предполагает образовательная отрасль «Технология». Знания, приобретенные учащимися  в процессе изучения ее разделов должны, с одной стороны, максимально содействовать их профессиональной адаптации, с другой – формировать технологическую культуру.

                   Новая образовательная отрасль открывает возможность для использования различных программ по основным направлениям трудовой технологической подготовки учащихся. Одна из таких программ профессионального обучения учащихся  девятых классов средней общеобразовательной школы по профилю «Художественная обработка древесины». Целью обучения по данному профилю является формирование у учащихся знаний, первоначальных умений и навыков, общих для группы родственных профессий (выжигальщик по дереву, изготовитель художественных изделий из дерева и т.п.), а также обеспечение всестороннего развития личности школьника.

                   Обучение по данной программе предполагает решение следующих задач: раскрыть перед учащимися истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-культурной жизни общества, привить любовь к традиционному народному искусству, воспитать общую эстетическую культуру, художественный вкус , развить художественно-творческие способности. Содержание теоретического обучения предусматривает ознакомление учащихся с народными художественными промыслами, основами композиции, материаловедения для художественных работ с технологией художественной обработки древесины и т.п.

 

               Вместе с тем, следует отметить, что внедрение всех разделов образовательной отрасли «Технология» по школам республики затруднено, а иногда и невозможно,  рядом причин, к которым относятся: неудовлетворительное состояние материально-технической базы мастерских по трудовому обучению, нехватка учителей, способных вести все разделы инвариантной части «Технология».

                С целью выявления существенных проблем преподавания был проведен опрос учителей труда в школах, который выявил серьезные затруднений в таких разделах как: информационные технологии, электрорадиотехнологии, основы предпринимательства и домашней экономики, отрасли общественного производства и професиональное самоопределение и др.

                Помочь подростку в выборе направления труда – задача педагогов школы. При этом особая функция учителя труда, который, имея инженерно-педагогическую подготовку, может вместе с психологом, врачом, классным руководителем и социальным педагогом содействовать профессиональному самоопределению ребенка, включая его в разнообразные занятия по интересам, наблюдая за развитием способностей и умений на уроках.

 

                Ассоциативно-развивающая методика ведения уроков позволяет  активизировать внутренние потенциальные резервы психики детей, создавая у них позитивный настрой на деятельное усвоение изучаемого на уроках материала. На комбинированных уроках творчества ученики стремятся не только слушать, но и слышать, не только упоминать, но и понимать, анализировать, осмысленно усваивать полученную информацию.

 

Литература

 

          1.Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: теоретические подходы и методические рекомендации. Н.-Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997

          2. Павлова М.Б. Технология – новый учебный предмет в школе. – С-Петербург, 1992

          3. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. Вып. 7 / Библиотека журнала «Директор школы». – М., 1998
загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
3.95.63.218 (3.95.63.218, 3.95.63.218)