На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Учителю"
 Метод проектов. Основные методологические понятия
 Проектная деятельность. Источники информации. Приёмы исследования
 Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
 Педагогическое мастерство
 Способности и направления деятельности классного руководителя
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Рекомендации нейропсихологов

Для руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, родителей.

 

·        Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

·        Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровестников-мальчиков.

·        Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И, уж конечно, не так, как мы – взрослые.

·        Помните, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный опыт и сравнивать себя в детстве с ними – наверно и бесполезно.

·        Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

·        Старайтесь, давая задания мальчикам как в школе, в саду, так и в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл способ решения, пусть, даже наделав ошибок.

·        С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (так же как в классе, так же как мама и т.д.), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

·        Не забывайте не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

·        Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придет время и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

·        Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

·        Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать свое отношение к ней – эмоциональная бурная реакция помешает ей понять, за что ее ругают. Сначала разберите, в чем ее ошибка.

·        Ругая мальчика, изложите все кратко и точно, в чем вы недовольны, так как он не может долго удерживать эмоциональное напряжение. Его мозг как бы отключит слуховой канал, и ребенок перестанет вас слушать и слышать.

·        Не переучивайте насильно левшу – дело не в руке, а устройстве мозга.

·        Прежде, чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять причину его затруднений.

·        Внимательно и терпеливо относитесь к ошибкам, связанным с ассиметрией письма и чтения: зеркальное письмо, чтение и письмо справа налево. Дайте ребенку время перестроиться, если общепринятое направление ему не свойственно.

·        Не забывайте, что ваша оценка поведения или каких-то результатов деятельности ребенка всегда субъективна. И всегда может найтись кто-то, кто увидит в этом ребенке что-то хорошее, чего вы не заметили.

·        Мы часто любим в ребенке результаты своих трудов. Но если результатов нет, виноват не ребенок, а мы, потому что не сумели его научить. Бойтесь списывать свою некомпетентность, свои неудачи на ребенка. Это вы педагог или родитель, а не он. К сожалению, мы любим тех, кого умеем научить.

·        Постарайтесь, чтобы главным для вас стало даже не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потерять интерес к учебе, почувствовать вкус к пониманию нового, неизвестного, непонятного.

·        Помните: для ребенка чего-то не уметь, чего-то не знать – это нормальное положение вещей. Этим нельзя попрекать. Стыдно самодовольно демонстрировать перед ребенком свое превосходство в знаниях.

·        Приводя ребенка в первый класс, необходимо отчетливо понимать, что для него должны меняться не только место пребывания, режим и вид деятельности, но и вся шкала ценностей, которую он создавал за свои семь лет. То, что приветствовалось в семье или в детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена психологически очень трудна.

·        Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношения к себе может быть очень болезненной – он дезадаптирован, он не понимает, что теперь «хорошо», а что «плохо». Поддерживайте его в этой трудной ситуации.

·        Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страха перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, и радость познания, да и просто радость жизни.

·        Не обольщайтесь – вы не идеал, а значит не образец для подражания во всем и всегда. Поэтому не заставляйте ребенка быть похожими на вас.

·        Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.

·        Запомните: маленькие дети не бывают ленивыми. «Леность» ребенка – сигнал неблагополучия в вашей педагогической деятельности, в избранной вами методике работы с ними.

·        Не забывайте: без взрослого, без человеческого общения никакие высшие психические функции (потенциально заложенные в мозгу к моменту рождения ребенка) развиться не могут.

·        Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте самостоятельный поиск ребенка.

·        Для гармоничного развития необходимо, чтобы ребенок учился по-разному осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

·        Никогда не забывайте, что мы еще очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию. Поэтому главной заповедью сделайте «не навреди».

·        Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

·        Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

·        Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других – это его достоинство.

·        Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы.

·        Не сравнивайте ребенка с другими, а хвалите за его успехи и достижения.

·        Имейте в виду, что педагог, воспитатель, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного за то, что тот болен.

·        Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации.

·        Помните, что есть дети, для которых общепринятое положение тетрадки при  письме опасно: подберите - для такого ребенка положение листа бумаги индивидуально.

·        Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощения правого, «эмоционального» полушария мозга). Мальчики в этом случае истощаются интеллектуально (снижение активности левого «рационально-логического» полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

·        Будьте терпеливы и внимательны к левше, помните, что он эмоционален и раним.

·        Обучая левшу, старайтесь сделать процесс обучения ярким и красочным, привлекайте наглядные пособия, чтобы он мог обучаться не только ушами, но и глазами и руками, не столько через слова, сколько через предметы

·        Не переусердствуйте с соблюдением режима, если у вас ребенок левша - для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.

·        Берегите левшу от чрезмерных нервных нагрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая или ругая его.

·        Не старайтесь сделать ленту таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство.

·        Не обвиняйте ребенка в неумении, а помогайте ему найти пути решения проблемы. Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите ею за успехи и достижения.

·         Помните, что при поступлении ребенка в школу его цели и мотивы отличаются от целей и мотивов взрослого: ребенок еще не в состоянии ставить познавательные цели.

·        Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против объективных трудностей, ставьте его союзником, а не противником или сторонним наблюдателем.

·        При первых неудачах, не нервируйте ребенка. Пытайтесь выяснить объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.

·        Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей, так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления.

·        Проведите ревизию ошибок ребенка при письме, чтобы понять с чем связаны его трудности: с плохим фонематическим слухом, низкой слуховой или зрительной памятью, с тем, чти не формируется зрительный образ слова, или с чем-то другим.

·        Имейте в виду, что педагог, который ругает ребенка за то, что он чего-то не знает или не умеет, подобен врачу, который ругает больного зато, что тот болен.

·        Необходимо знать, что успешность обучения ребенка по той или иной методике зависит от того, на какой тип мозга и тип мышления рассчитана данная методика.

·         Не думайте, что конкурсный отбор в школу - возможность действительно отобрать лучших. Все зависит от набора текстов. Может быть, удастся отобрать самых удобных для учителя, а может, и этого не получится.

·        Постарайтесь не разрушать так называемую врожденную грамотность, если ее основы от природы заложены в ребенке.

·        Пытайтесь добиться грамотного письма от конкретного ребенка, ищите причины именно его неграмотности, анализируйте его ошибки.

·        Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять его и в этом. Возможно, у вас разные типы функциональной организации.

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
3.228.21.186 (3.228.21.186, 3.228.21.186)