На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Руководителю МО"
 Карта посещения занятия кружка / факультатива
 Методическое объединение в школе: цели и задачи
 Результати перевірки роботи вчителя
 Анализ контрольной работы
 Методики, техники и приёмы работы с интеллектуально одаренными детьми в КГОАУ «Школа космонавтики»
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Кафедра - это объединение преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной отрасли науки. (Словарь современного русского языка).

 Как правило, кафедра организуется при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету). И функционирует на основании Положения о кафедре, в котором в сжатой форме отражаются основные цели, задачи и направления ее работы, организационная структура, обязанности заведующего кафедрой и всех ее членов, права и ответственность.

 Разрабатывается Положение администрацией и представителями педагогического коллектива школы и утверждается педагогическим советом.

Кафедра имеет коллектив учителей, лаборантский состав, обеспечивающий учебный процесс, учебные классы, лаборатории и кабинеты. В состав кафедры могут входить (привлекаться к работе) педагогические и научные работники вузов.

        От методического объединения кафедру отличает, прежде всего то, что в содержание ее  деятельности кроме исследовательской и экспериментальной работы входит и научная.

Функции кафедры:

1. Проводит все виды учебной деятельности.
      С этой целью:

v    разрабатывает на основе утвержденных учебных планов и программ тематические планы, учитывающие федеральный, региональный и школьный компоненты, условия и особенности обучения различных групп учащихся;

v    обеспечивает непрерывное совершенствование качества преподавания: активизацию практических, семинарских, лабораторных индивидуальных и самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития учащимся необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучаемых;

v    организует и руководит научно-исследовательской работой учащихся;

v    проводит итоговую и промежуточную аттестацию учащихся по предметам кафедры, анализирует их итоги;

v    осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных предметов кафедры, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов по проведению всех видов занятий, а также других пособий, предусматривающих использование новых форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современных технических средств обучения и лабораторного оборудования;

v    осуществляет подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, устанавливает творческие связи с кафедрами других ОУ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших учителей, оказывает помощь молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством.

 2. Участвует в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе ОУ:

v    принимает участие в экспериментальных и научных исследованиях по важнейшим теоретическим проблемам по профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов;

v    обсуждает результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ и дает рекомендации к опубликованию отчетов oб их проведении, принимает участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в практику.

 3. Участвует в организации профессиональной ориентации учащихся, проведении    занятий на подготовительном отделении или подготовительных курсах по  профилю кафедры (при наличии договоров с вузами).

4. Организует учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и научную работу кафедры ее руководитель, назначаемый приказом директора ОУ. Заведующий кафедрой в зависимости от структуры образовательного учреждения подчиняется директору или одному из его заместителей. Заведующему кафедрой подчиняются все учителя и лаборанты, входящие в состав кафедры.

 

Заведующий кафедрой отвечает:

за качество преподавания; выполнение исследовательской и экспериментальной работы; повышение квалификации учителей кафедры; состояние трудовой дисциплины и внутреннего порядка на кафедре; состояние и сохранность учебно-материальной и лабораторной базы кафедры.

  

Заведующий кафедрой обязан:

Ø     руководить учебной и методической работой на кафедре, разработкой программ, календарно- тематических планов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам кафедры;

Ø     организовывать   оперативную   корректировку   учебно-методических материалов;

Ø     контролировать подготовку учителей к занятиям и качество их проведения;

Ø     всесторонне обеспечивать самостоятельную работу учащихся, обучающихся по индивидуальным планам;

Ø     руководить  в   экспериментальной   и   научно-исследовательской работе кафедры, контролировать выполнение планов научных и экспериментальных работ;

Ø     организовывать повышение квалификации преподавательского состава кафедры, давать рекомендации учителям, желающим повысить свою квалификационную категорию;

Ø     руководить научно-исследовательской работой учащихся;

Ø    организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

Ø     руководить работой по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы кафедры.

 

Методическая работа на кафедре

В деятельности кафедры нет ни одного вопроса, ни одной проблемы, не связанной с методической работой, с методикой обучения. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что кафедра является центром методической работы в ОУ. Методическая работа должна обеспечить соответствие содержания, формы преподавания и направленности каждой учебной дисциплины требованиям учебного плана.

 Поэтому цель методической работы кафедры - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.

 

Основными задачами методической работы кафедры являются: 

Ø     оптимизация структуры и содержания учебных дисциплин;

Ø     совершенствование методики проведения учебных занятий;

Ø     повышение научно-педагогической квалификации учителей кафедры;

Ø     выполнение научных работ и проведение педагогических (методических) экспериментов;

Ø     развитие    учебно-методического    и    материально- технического обеспечения учебных занятий.

Рекомендуются следующие формы методической работы кафедры:

§         участие в разработке учебных планов;

§         разработка образовательной программы учебного заведения в рамках предметного цикла (области знаний);

§         разработка программ по предметам кафедры и согласование их с программами смежных дисциплин;

§         подготовка учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам кафедры;

§         проведение инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятий;

§         обсуждение рукописей учебников, учебно-методических пособий и дидактических материалов по предметам кафедры;

§         анализ итогов преподавания отдельных учебных предметов и проведения отдельных видов учебной работы;

§         постановка и обсуждение научных докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации учителей;

§         обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение тематических планов изучения дисциплин;

§         обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;

§         рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля самостоятельной работы учащихся;

§         организация и проведение педагогических (методических) экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения;

§         разработка автоматизированных средств управления и обучения на базе ЭВМ:  диалоговых автоматизированных систем и учебных курсов, экспертно-обучающих систем, демонстрационно - обучающих комплексов и т.д.;

§         разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных классов, макетов, стендов, таблиц и т.д.), а также методики их использования в учебном процессе;

§         совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных установок, специальных классов и кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения);

§         взаимные посещения занятий как внутри кафедры, так и между учителями различных кафедр с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;

§         совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими кафедрами в целях обмена опытом работы, оптимизации программы и последовательности прохождения соответствующих учебных предметов, отслеживание преемственности и системности в работе;

§         изучение опыта работы родственных кафедр других учебных заведений и обмен опытом этой работы.

         Кафедра - это коллектив единомышленников, где работа организуется на взаимном доверии, гласности и коллегиальности рассмотрения (решения) вопросов на заседаниях, методических сборах, научно-педагогических семинарах и совещаниях.

            Один раз в год перед началом учебного года или в начале его на кафедрах проводятся учебно-методические сборы, на которых подводятся итоги работы учителей кафедры за прошедший год и определяются задачи на новый учебный год, а затем рассматриваются и обсуждаются вопросы совершенствования методики преподавания учебных дисциплин, развития учебно-лабораторной базы и другие важные вопросы обучения и воспитания конкретных групп учащихся.

          План проведения учебно-методических сборов представляется заведующим кафедрой на утверждение заместителю директора по МР не позднее чем за неделю до начала сборов.

            На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются секретарем и заведующим кафедрой.

          Учитель сам выбирает методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения учащимися учебного материала, развитие их самостоятельности, творчества и инициативы с учетом особенностей личности учащегося. Выбранные учителем методы и средства обучения могут быть рассмотрены на заседании кафедры.

            На заседаниях кафедры можно также рассмотреть следующие вопросы:

·           итоги работы кафедры за прошедший учебный год;

·           задачи и корректировка плана работы на новый учебный год;

·           знакомство с нормативно-правовыми документами по учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно- исследовательской работе;

·           рассмотрение календарно-тематического планирования по предметам кафедры;

·           знакомство с передовым опытом, новыми педагогическими технологиями;

·           опыт использования электронно-вычислительной техники в курсах кафедры;

·           утверждение планов педагогической подготовки молодых специалистов на три года и т.д.

         По отдельным частным методическим вопросам в течение учебного года под руководством зам. по МР проводятся межкафедральные методические семинары и совещания.  На этих семинарах и совещаниях обсуждаются:

·        вопросы рассмотрения новых учебных программ и согласования программ смежных учебных предметов;

·        особенности методики проведения учебных занятий с различными группами учащихся (классы КРО, обучение больных детей на дому, обучение учащихся по индивидуальным планам, семейное обучение и т.п.);

·        повышения квалификации учителей;

·        организация и проведение занятий по профессиональной ориентации учащихся;

·        организация подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах и др.

             Рекомендации межкафедральных семинаров и совещаний обобщаются и утверждаются директором ОУ.

План работы кафедры

         Кафедра является основным звеном структуры управления содержательной деятельностью образовательного учреждения. Именно в ней сосредоточиваются и реализуются в конкретных делах и мероприятиях все планы и рекомендации, разрабатываемые в школе. Ниже приведен перечень документов, отрабатываемых на кафедре.

Перечень основных документов кафедры

 1.     Документы перспективного планирования:

       ü        перспективный план развития кафедры (на 3-5 лет);

ü        учебные программы;

ü        план выпуска печатных работ (на 3-5 лет);

ü        план экспериментальной и научно-исследовательской деятельности (на 3-5 лет);

ü        план совершенствования учебно-материальной базы кафедры (на 3-5 лет). 

2.     Документы текущего планирования: 

ü        план работы (план-календарь) основных мероприятий кафедры на учебный год (месяц);

ü        план учебно-воспитательной работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план методической работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план экспериментальной и научно-исследовательской работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план контроля учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план совершенствования учебно-материальной базы кафедры (раздел в плане работы на год);

ü        календарно-тематические планы изучения учебных предметов;

ü        расписания учебных занятий и экзаменов;

ü        графики проведения предметных и методических недель;

ü        план повышения квалификации учителей кафедры на учебный год (обучение на курсах, методические занятия, стажировки, работа по теме самообразования);

ü        планы проведения учебных занятий.

3.     Отчетные документы: 

ü        журналы всех видов занятий;

ü        информационно-аналитические справки;

ü        диагностические графики, таблицы;

ü        отчеты о работе за год.

Основной документ, предназначенный для планирования, учета и обобщения опыта работы кафедры и всех учителей за учебный год по вопросам учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, - План работы кафедры. В нем в удобной и лаконичной форме отражаются все виды работ, их объем и сроки, распределение этих работ по исполнителям, а также календарь основных мероприятий, проводимых в школе и на кафедре по обеспечению учебно-воспитательного процесса. В разработке его участвует практически весь коллектив кафедры, но основную часть этой работы выполняет заведующий кафедрой.

Исходными документами для разработки плана работы кафедры на учебный год (семестр) являются:

v    перспективный план развития кафедры;

v    нормативно-правовые документы по организации учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы в школе;

v    приказ директора школы по итогам прошедшего учебного года и задачам на следующий учебный год;

v    план работы школы на учебный год;

v    план методической работы школы на учебный год;

v    план научной и экспериментальной работы школы на учебный год;

v    план совершенствования учебно-материальной базы школы на учебный год;

v    план-график основных мероприятий школы на учебный год. 

План разрабатывается по форме, традиционно сложившейся и привычной для ОУ и должен включать следующие разделы:

I.       Основные задачи кафедры на учебный год.

II.      План-календарь основных мероприятий кафедры на учебный год:

          2.1.   Учебно-воспитательная работа.

          2.2.   Методическая работа.

          2.3.   Внеклассная работа по предмету.

          2.4.   Экспериментальная и научно-исследовательская работа.

          2.5.   Работа с кадрами.

          2.6.   Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  III.     График контроля деятельности учителей кафедры и сотрудников лаборатории.

         IV.    График-календарь работы сотрудников кафедры.

            Основные задачи кафедры на учебный год формулируются на основе задач, зафиксированных в приказе директора и в плане работы школы на учебный год. Далее последовательно формулируются задачи в области учебно-воспитательной, методической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, работы по совершенствованию квалификации учителей и другим видам работ. По каждому разделу задача кафедры должна быть сформулирована четко и лаконично.

         Задачи учебно-воспитательной и методической работы кафедры определяются на основе плана работы школы, при этом указывается, какие методы и приемы активизации работы с учащимися планируется внедрить в курсах кафедры в текущем году. В этом разделе также формулируются задачи по доработке /уточнению учебно-методической документации. 

         Задачи внеклассной работы по предмету определяются на основе плана методической работы школы, при этом конкретно указывается, какие виды работы (олимпиады, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.п.) планируется провести в текущем учебной году.

 

         Задачи в области опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы формулируются на основе плана научной и экспериментальной работы школы. В разделе перечисляются исследовательские работы и эксперименты, выполняемые учителями кафедры, а также учебники, учебно-методические пособия и дидактические материалы, проходящие апробацию в этом году. В этом разделе отмечаются  также   задачи   кафедры   по   руководству   научно-исследовательской работой учащихся.

            Задачи в области развития и совершенствования учебно-методического обеспечения и учебно-материальной базы кафедры формулируются на основе перспективного плана развития школы и кафедры. В разделе в общем виде указываются работы по оборудованию кабинетов, разработке стендов, таблиц и других средств наглядности, а также работы по совершенствованию эстетического оформления учебных классов и помещений лабораторий кафедры. 

Задачи в области повышения квалификации учителей фиксируются в виде графиков, в которых указывается, кому, какие курсы окончить, кому пройти аттестацию на повышение (подтверждение) квалификационной категории, когда и в каком виде представить отчеты о посещении курсов и работе по теме самообразования и т.п. 

План-календарь основных мероприятий кафедры на учебный год представляет перечень мероприятий, планируемых на учебный год, с указанием исполнителей и сроков. Мероприятий не должно быть много. Рекомендуется эту часть плана кроме основного документа представлять в виде графика на стенде, позволяющего наглядно и легко прослеживать, какие мероприятия и в каком месяце должны быть выполнены.

Поскольку все проводимые на кафедре работы подвержены определенной цикличности и повторяемости, установление сроков их выполнения производится с учетом графика учебного процесса, накопленного опыта и традиций.

График контроля учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учителей кафедры отражает проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по предмету, коллективные и индивидуальные посещения занятий исследовательских и экспериментальных групп и т.п.

График-календарь работы сотрудников кафедры содержит указания о том, кто, когда из сотрудников имеет методический день, уходит в отпуск, командировку и другие сведения, необходимые для планирования всей работы. 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
3.228.21.186 (3.228.21.186, 3.228.21.186)