На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Руководителю МО"
 Кафедра, методическая работа на кафедре, функции кафедры
 Карта посещения внеклассного мероприятия
 Результати перевірки роботи вчителя
 Карта посещения занятия кружка / факультатива
 Лист самоанализа педагогической деятельности
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Кафедра - это объединение преподавателей учебных дисциплин, относящихся к какой-либо одной отрасли науки. (Словарь современного русского языка).

 Как правило, кафедра организуется при наличии не менее пяти учителей по одной образовательной области (или по одному предмету). И функционирует на основании Положения о кафедре, в котором в сжатой форме отражаются основные цели, задачи и направления ее работы, организационная структура, обязанности заведующего кафедрой и всех ее членов, права и ответственность.

 Разрабатывается Положение администрацией и представителями педагогического коллектива школы и утверждается педагогическим советом.

Кафедра имеет коллектив учителей, лаборантский состав, обеспечивающий учебный процесс, учебные классы, лаборатории и кабинеты. В состав кафедры могут входить (привлекаться к работе) педагогические и научные работники вузов.

        От методического объединения кафедру отличает, прежде всего то, что в содержание ее  деятельности кроме исследовательской и экспериментальной работы входит и научная.

Функции кафедры:

1. Проводит все виды учебной деятельности.
      С этой целью:

v    разрабатывает на основе утвержденных учебных планов и программ тематические планы, учитывающие федеральный, региональный и школьный компоненты, условия и особенности обучения различных групп учащихся;

v    обеспечивает непрерывное совершенствование качества преподавания: активизацию практических, семинарских, лабораторных индивидуальных и самостоятельных занятий как эффективных форм закрепления знаний, привития учащимся необходимых умений и навыков, развития творческих способностей обучаемых;

v    организует и руководит научно-исследовательской работой учащихся;

v    проводит итоговую и промежуточную аттестацию учащихся по предметам кафедры, анализирует их итоги;

v    осуществляет комплексное методическое обеспечение учебных предметов кафедры, учебных пособий, разработку учебно-методических материалов по проведению всех видов занятий, а также других пособий, предусматривающих использование новых форм и методов преподавания, рациональное сочетание методических приемов, эффективное использование современных технических средств обучения и лабораторного оборудования;

v    осуществляет подготовку и повышение квалификации педагогических кадров, устанавливает творческие связи с кафедрами других ОУ, изучает, обобщает и распространяет опыт работы лучших учителей, оказывает помощь молодым специалистам в овладении педагогическим мастерством.

 2. Участвует в научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работе ОУ:

v    принимает участие в экспериментальных и научных исследованиях по важнейшим теоретическим проблемам по профилю кафедры, проблемам педагогики в тесной связи с задачами повышения качества преподавания учебных предметов;

v    обсуждает результаты научно-исследовательских и экспериментальных работ и дает рекомендации к опубликованию отчетов oб их проведении, принимает участие во внедрении результатов исследований и экспериментов в практику.

 3. Участвует в организации профессиональной ориентации учащихся, проведении    занятий на подготовительном отделении или подготовительных курсах по  профилю кафедры (при наличии договоров с вузами).

4. Организует учебно-воспитательную, методическую, экспериментальную и научную работу кафедры ее руководитель, назначаемый приказом директора ОУ. Заведующий кафедрой в зависимости от структуры образовательного учреждения подчиняется директору или одному из его заместителей. Заведующему кафедрой подчиняются все учителя и лаборанты, входящие в состав кафедры.

 

Заведующий кафедрой отвечает:

за качество преподавания; выполнение исследовательской и экспериментальной работы; повышение квалификации учителей кафедры; состояние трудовой дисциплины и внутреннего порядка на кафедре; состояние и сохранность учебно-материальной и лабораторной базы кафедры.

  

Заведующий кафедрой обязан:

Ø     руководить учебной и методической работой на кафедре, разработкой программ, календарно- тематических планов, учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам кафедры;

Ø     организовывать   оперативную   корректировку   учебно-методических материалов;

Ø     контролировать подготовку учителей к занятиям и качество их проведения;

Ø     всесторонне обеспечивать самостоятельную работу учащихся, обучающихся по индивидуальным планам;

Ø     руководить  в   экспериментальной   и   научно-исследовательской работе кафедры, контролировать выполнение планов научных и экспериментальных работ;

Ø     организовывать повышение квалификации преподавательского состава кафедры, давать рекомендации учителям, желающим повысить свою квалификационную категорию;

Ø     руководить научно-исследовательской работой учащихся;

Ø    организовывать проведение педагогических (методических) экспериментов, внедрение в учебный процесс методических достижений и новых технологий обучения.

Ø     руководить работой по развитию и совершенствованию учебно-материальной базы кафедры.

 

Методическая работа на кафедре

В деятельности кафедры нет ни одного вопроса, ни одной проблемы, не связанной с методической работой, с методикой обучения. Вот почему совершенно справедливо утверждение, что кафедра является центром методической работы в ОУ. Методическая работа должна обеспечить соответствие содержания, формы преподавания и направленности каждой учебной дисциплины требованиям учебного плана.

 Поэтому цель методической работы кафедры - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению педагогического мастерства учителей.

 

Основными задачами методической работы кафедры являются: 

Ø     оптимизация структуры и содержания учебных дисциплин;

Ø     совершенствование методики проведения учебных занятий;

Ø     повышение научно-педагогической квалификации учителей кафедры;

Ø     выполнение научных работ и проведение педагогических (методических) экспериментов;

Ø     развитие    учебно-методического    и    материально- технического обеспечения учебных занятий.

Рекомендуются следующие формы методической работы кафедры:

§         участие в разработке учебных планов;

§         разработка образовательной программы учебного заведения в рамках предметного цикла (области знаний);

§         разработка программ по предметам кафедры и согласование их с программами смежных дисциплин;

§         подготовка учебно-методических пособий, дидактических и наглядных материалов по предметам кафедры;

§         проведение инструкторско-методических, показных, открытых и пробных занятий;

§         обсуждение рукописей учебников, учебно-методических пособий и дидактических материалов по предметам кафедры;

§         анализ итогов преподавания отдельных учебных предметов и проведения отдельных видов учебной работы;

§         постановка и обсуждение научных докладов по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации учителей;

§         обсуждение докладов по методике изложения принципиальных вопросов программы, обсуждение тематических планов изучения дисциплин;

§         обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним;

§         рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля самостоятельной работы учащихся;

§         организация и проведение педагогических (методических) экспериментов по поиску и внедрению новых информационных технологий обучения;

§         разработка автоматизированных средств управления и обучения на базе ЭВМ:  диалоговых автоматизированных систем и учебных курсов, экспертно-обучающих систем, демонстрационно - обучающих комплексов и т.д.;

§         разработка и совершенствование средств повышения наглядности обучения (терминальных и дисплейных классов, макетов, стендов, таблиц и т.д.), а также методики их использования в учебном процессе;

§         совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных установок, специальных классов и кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения);

§         взаимные посещения занятий как внутри кафедры, так и между учителями различных кафедр с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов;

§         совместные заседания с родственными и взаимообеспечивающими кафедрами в целях обмена опытом работы, оптимизации программы и последовательности прохождения соответствующих учебных предметов, отслеживание преемственности и системности в работе;

§         изучение опыта работы родственных кафедр других учебных заведений и обмен опытом этой работы.

         Кафедра - это коллектив единомышленников, где работа организуется на взаимном доверии, гласности и коллегиальности рассмотрения (решения) вопросов на заседаниях, методических сборах, научно-педагогических семинарах и совещаниях.

            Один раз в год перед началом учебного года или в начале его на кафедрах проводятся учебно-методические сборы, на которых подводятся итоги работы учителей кафедры за прошедший год и определяются задачи на новый учебный год, а затем рассматриваются и обсуждаются вопросы совершенствования методики преподавания учебных дисциплин, развития учебно-лабораторной базы и другие важные вопросы обучения и воспитания конкретных групп учащихся.

          План проведения учебно-методических сборов представляется заведующим кафедрой на утверждение заместителю директора по МР не позднее чем за неделю до начала сборов.

            На заседаниях кафедры обсуждаются вопросы совершенствования структуры и содержания учебных дисциплин, методики проведения и материально-технического обеспечения учебных занятий, подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации, выполнения научных работ и педагогических (методических) экспериментов, другие вопросы. Решения принимаются простым большинством голосов, протоколы заседаний с принятыми решениями подписываются секретарем и заведующим кафедрой.

          Учитель сам выбирает методы и средства обучения, наиболее полно отвечающие его индивидуальным особенностям и обеспечивающие высокое качество усвоения учащимися учебного материала, развитие их самостоятельности, творчества и инициативы с учетом особенностей личности учащегося. Выбранные учителем методы и средства обучения могут быть рассмотрены на заседании кафедры.

            На заседаниях кафедры можно также рассмотреть следующие вопросы:

·           итоги работы кафедры за прошедший учебный год;

·           задачи и корректировка плана работы на новый учебный год;

·           знакомство с нормативно-правовыми документами по учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно- исследовательской работе;

·           рассмотрение календарно-тематического планирования по предметам кафедры;

·           знакомство с передовым опытом, новыми педагогическими технологиями;

·           опыт использования электронно-вычислительной техники в курсах кафедры;

·           утверждение планов педагогической подготовки молодых специалистов на три года и т.д.

         По отдельным частным методическим вопросам в течение учебного года под руководством зам. по МР проводятся межкафедральные методические семинары и совещания.  На этих семинарах и совещаниях обсуждаются:

·        вопросы рассмотрения новых учебных программ и согласования программ смежных учебных предметов;

·        особенности методики проведения учебных занятий с различными группами учащихся (классы КРО, обучение больных детей на дому, обучение учащихся по индивидуальным планам, семейное обучение и т.п.);

·        повышения квалификации учителей;

·        организация и проведение занятий по профессиональной ориентации учащихся;

·        организация подготовки к итоговой аттестации в выпускных классах и др.

             Рекомендации межкафедральных семинаров и совещаний обобщаются и утверждаются директором ОУ.

План работы кафедры

         Кафедра является основным звеном структуры управления содержательной деятельностью образовательного учреждения. Именно в ней сосредоточиваются и реализуются в конкретных делах и мероприятиях все планы и рекомендации, разрабатываемые в школе. Ниже приведен перечень документов, отрабатываемых на кафедре.

Перечень основных документов кафедры

 1.     Документы перспективного планирования:

       ü        перспективный план развития кафедры (на 3-5 лет);

ü        учебные программы;

ü        план выпуска печатных работ (на 3-5 лет);

ü        план экспериментальной и научно-исследовательской деятельности (на 3-5 лет);

ü        план совершенствования учебно-материальной базы кафедры (на 3-5 лет). 

2.     Документы текущего планирования: 

ü        план работы (план-календарь) основных мероприятий кафедры на учебный год (месяц);

ü        план учебно-воспитательной работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план методической работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план экспериментальной и научно-исследовательской работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план контроля учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы кафедры на учебный год (раздел в плане работы на год);

ü        план совершенствования учебно-материальной базы кафедры (раздел в плане работы на год);

ü        календарно-тематические планы изучения учебных предметов;

ü        расписания учебных занятий и экзаменов;

ü        графики проведения предметных и методических недель;

ü        план повышения квалификации учителей кафедры на учебный год (обучение на курсах, методические занятия, стажировки, работа по теме самообразования);

ü        планы проведения учебных занятий.

3.     Отчетные документы: 

ü        журналы всех видов занятий;

ü        информационно-аналитические справки;

ü        диагностические графики, таблицы;

ü        отчеты о работе за год.

Основной документ, предназначенный для планирования, учета и обобщения опыта работы кафедры и всех учителей за учебный год по вопросам учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности, - План работы кафедры. В нем в удобной и лаконичной форме отражаются все виды работ, их объем и сроки, распределение этих работ по исполнителям, а также календарь основных мероприятий, проводимых в школе и на кафедре по обеспечению учебно-воспитательного процесса. В разработке его участвует практически весь коллектив кафедры, но основную часть этой работы выполняет заведующий кафедрой.

Исходными документами для разработки плана работы кафедры на учебный год (семестр) являются:

v    перспективный план развития кафедры;

v    нормативно-правовые документы по организации учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской работы в школе;

v    приказ директора школы по итогам прошедшего учебного года и задачам на следующий учебный год;

v    план работы школы на учебный год;

v    план методической работы школы на учебный год;

v    план научной и экспериментальной работы школы на учебный год;

v    план совершенствования учебно-материальной базы школы на учебный год;

v    план-график основных мероприятий школы на учебный год. 

План разрабатывается по форме, традиционно сложившейся и привычной для ОУ и должен включать следующие разделы:

I.       Основные задачи кафедры на учебный год.

II.      План-календарь основных мероприятий кафедры на учебный год:

          2.1.   Учебно-воспитательная работа.

          2.2.   Методическая работа.

          2.3.   Внеклассная работа по предмету.

          2.4.   Экспериментальная и научно-исследовательская работа.

          2.5.   Работа с кадрами.

          2.6.   Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса.

  III.     График контроля деятельности учителей кафедры и сотрудников лаборатории.

         IV.    График-календарь работы сотрудников кафедры.

            Основные задачи кафедры на учебный год формулируются на основе задач, зафиксированных в приказе директора и в плане работы школы на учебный год. Далее последовательно формулируются задачи в области учебно-воспитательной, методической, экспериментальной, научно-исследовательской работы, работы по совершенствованию квалификации учителей и другим видам работ. По каждому разделу задача кафедры должна быть сформулирована четко и лаконично.

         Задачи учебно-воспитательной и методической работы кафедры определяются на основе плана работы школы, при этом указывается, какие методы и приемы активизации работы с учащимися планируется внедрить в курсах кафедры в текущем году. В этом разделе также формулируются задачи по доработке /уточнению учебно-методической документации. 

         Задачи внеклассной работы по предмету определяются на основе плана методической работы школы, при этом конкретно указывается, какие виды работы (олимпиады, конкурсы, соревнования, экскурсии и т.п.) планируется провести в текущем учебной году.

 

         Задачи в области опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы формулируются на основе плана научной и экспериментальной работы школы. В разделе перечисляются исследовательские работы и эксперименты, выполняемые учителями кафедры, а также учебники, учебно-методические пособия и дидактические материалы, проходящие апробацию в этом году. В этом разделе отмечаются  также   задачи   кафедры   по   руководству   научно-исследовательской работой учащихся.

            Задачи в области развития и совершенствования учебно-методического обеспечения и учебно-материальной базы кафедры формулируются на основе перспективного плана развития школы и кафедры. В разделе в общем виде указываются работы по оборудованию кабинетов, разработке стендов, таблиц и других средств наглядности, а также работы по совершенствованию эстетического оформления учебных классов и помещений лабораторий кафедры. 

Задачи в области повышения квалификации учителей фиксируются в виде графиков, в которых указывается, кому, какие курсы окончить, кому пройти аттестацию на повышение (подтверждение) квалификационной категории, когда и в каком виде представить отчеты о посещении курсов и работе по теме самообразования и т.п. 

План-календарь основных мероприятий кафедры на учебный год представляет перечень мероприятий, планируемых на учебный год, с указанием исполнителей и сроков. Мероприятий не должно быть много. Рекомендуется эту часть плана кроме основного документа представлять в виде графика на стенде, позволяющего наглядно и легко прослеживать, какие мероприятия и в каком месяце должны быть выполнены.

Поскольку все проводимые на кафедре работы подвержены определенной цикличности и повторяемости, установление сроков их выполнения производится с учетом графика учебного процесса, накопленного опыта и традиций.

График контроля учебно-воспитательной, методической, экспериментальной и научно-исследовательской деятельности учителей кафедры отражает проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий по предмету, коллективные и индивидуальные посещения занятий исследовательских и экспериментальных групп и т.п.

График-календарь работы сотрудников кафедры содержит указания о том, кто, когда из сотрудников имеет методический день, уходит в отпуск, командировку и другие сведения, необходимые для планирования всей работы. 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
3.227.233.6 (3.227.233.6, 3.227.233.6)