На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Уроки по трудовому обучению"
 Основные подходы к обучению учащихся по образовательной отрасли «Технология»
 Критерии оценивания учебных достижений по трудовому обучению
 Инновационные подходы к обучению учащихся по образовательной отрасли «Технология»
 Пословицы о труде
 Календарно-тематическое планирование 7 кл девочки (1 семестр)
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Личностно-ориентированный подход в трудовом обучении

 

                Задачи поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации  отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.

                Это прежде всего:

                организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;

                исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперед, развития;

               расширение возможностей для индивидуализации образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся;

                обеспечение интеграции и прикладной практической направленности изучения учебного материала базовых разделов по основным «сквозным образовательным линиям», таким как «Основы проектирования», «Основы предпринимательства», «Профессиональное самоопределение», «Черчение и графика» и др.;               

     формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;

     использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;

     соответствие формы деятельности ее содержанию;

использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания, карточки-задания, защита творческих проектов, ролевые и деловые игры, аукционы знаний, компьютерные презентации и др.);

     самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.

           Претворение в практику обучения этих форм служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».

           Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера). На первый план выходит профессионализм учителя.

           Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.

Перед учителем трудового обучения встают задачи:

           формирование у школьников принципиально иной психологии:                                 активности, предприимчивости, готовности к принятию     самостоятельных решений;

           отстаивания своей позиции и точки зрения;

           ответственности за результаты и последствия своей деятельности.

     Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится четко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.            В современном учебно-воспитательном процессе на уроках трудового обучения нужно применять нетрадиционный метод – МЕТОД ПРОЕКТОВ.

          Метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося.

       Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельное, разработанное и изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения, выполненное под контролем и консультированием учителя.

       Современная педагогика  различает такие типы проектов:

      исследовательские, в основе которых находятся социально-экономические исследования;

      творческие, их результатом является создание художественных произведений, зрелищных явлений;

      игровые (имитационные), в которых участники проекта  выполняют роли;

      информационные, которые заключаются в сборе и анализе информации об объекте;

      практические, ориентированные на непосредственно внедряемые в практику.

     Средствами осуществления проектно-технологической деятельности являются использование разнообразных инструментов, приспособлений,  машин, механизмов, автоматических приспособлений и т.д.

          Включение метода проектов в учебно-воспитательный процесс позволяет учителю трудового обучения разнообразить формы проведения уроков, шире применять на них приемы и методы активизации творческого мышления учащихся. В результате учащиеся приобретают большой спектр умений и навыков, интегрируют знания из различных предметов, у них воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно мыслить и принимать решение, доводить выдвинутые идеи до воплощения в конечный конкурентоспособный продукт (изделие).

Для других учебных дисциплин проектное обучение является только вариантом оптимизации учебного процесса, то в трудовом обучении оно занимает ведущее положение.

           Работа над творческим проектом оказывает на учащихся большое воспитательное воздействие, активизирует конструкторское мышление, фантазию, способствует формированию технологической культуры, коммуникативных способностей, инициативы и ответственности.

                 Включение проектов с элементами поисково-исследовательской, конструкторской и преобразовательной деятельности может резко повысить положительную мотивацию учения, сделать образовательный процесс осмысленным и интересным, способствующим воспитанию нравственно-трудовых качеств, использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

                    Учитывая цели обучения, чрезвычайно важна способность учителя вести каждого учащегося в его развитии вперед. В настоящее время на практике можно видеть три основных стиля, закрепленных в следующих стереотипах поведения учителя:

    Ситуативный стиль.  Учитель не реализует в обучении развивающие и воспитательные цели. Он целиком полагается на убеждение, что содержание учебной дисциплины само воспитывает учащегося. Отсутствует целенаправленность воспитания на уроке. Учитель пассивен, его воспитательная деятельность складывается из преодоления незапланированных, чисто неожиданных ситуаций.

             Поддерживающий стиль (наиболее распространенный). Учитель старается использовать учебный процесс для поддержания и развития всего лучшего в учащихся, но полностью воспитательные возможности по предмету не использует, цели развития и воспитания часто задаются формально.

    Опережающий стиль. Учитель реализует позицию ведущего в учебно-воспитательном процессе. Он координирует и педагогизирует окружающие воздействия на учащихся: стимулирует интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы деятельности учащихся. Учителю удается добиться, чтобы учащиеся самостоятельно ставили цели предстоящей деятельности и стремились к поиску путей их достижения. Учителя, обладающие такой позицией при обучении, обычно являются лидерами учащихся, любимыми и авторитетными наставниками.

              Учитель трудового обучения должен отвечать следующим требованиям:

  конкретность, умение легко вступать в общение с учащимися самых различных психических складов, любых физико-психологических данных;

         демократический стиль руководства, сочетающий уважение к личности с необходимой требовательностью;

     разносторонние интересы, умение идти в ногу со временем, эрудиция,    чуткость, способность к сопереживанию.

    Задача учителя трудового обучения – создать обучающую среду, которая позволит учащемуся учиться через свой опыт и мудрость предшествующих поколений, находить решения самостоятельно, развивать творческие способности. При этом учащийся должен быть активным участником процесса познания, а не как объект пассивно воспринимающий информации.

             Анализ педагогической деятельности учителей трудового обучения показывает, что учителя при организации учебного процесса придерживаются двух основных направлений в развитии подходов к обучению учащихся:

1.Модернизация традиционного обучения в духе эффективной организации усвоения заданных образцов, достижения четко выделенных эталонов.

           2.Инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт на основе целенаправленного формирования творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования.

     Трудовое обучение предусматривает практическую деятельность учащихся на уроке, в ходе которого 75% учебного времени   уделяется практической работе по овладению учащимися общетрудовыми и технологическими умениями и навыками. Именно в учебных мастерских образовательных школ закладываются основы работы с ручными инструментами и на станочном оборудовании, прививается интерес и любовь к самостоятельному выполнению технологических приемов и операций, учащиеся приучаются к дисциплине, организованности, воспитывается потребность в качественном выполнении порученной работы. На основе полученных теоретических знаний учащиеся осваивают движения, приемы и способы выполнения технологических действий и операций.

   В результате обучения учащиеся на уроках трудового обучения производят материальный продукт – изготовленное изделие (из древесины, металла, ткани, пищевых продуктов и других конструкционных материалов).        Его изготовление, как правило, предъявляет к учащимся совершенно новые требования. Учащимся недостаточно просто запомнить или заучить содержание теоретического материала, они должны его понять, переработать и воспроизвести при выполнении практического задания.        Следовательно, основа уроков трудового обучения – не слепое запоминание информации, а умение переработать ее и применить на практике.

                Методика проведения урока трудового обучения отличается от уроков гуманитарного и естественно - научного циклов тем, что в нем предусматривается  взаимодействие теоретической и практической деятельности учащихся в учебных мастерских общеобразовательных школ.

                 Основными характерными подходами к уроку трудового обучения являются:

      объединение теоретического и практического обучения;

наличие двойной цели – усвоение знаний и практическое их

применение, формирование технологических приемов и операций;

тесная взаимосвязь соединения теоретической и практической части урока;

       слияние процесса усвоения знаний и процессов формирования   первичных умений и навыков, их взаимодействие.           

          При рассмотрении структуры урока следует отметить не обособленные, отдельные его части, а структурные элементы, группируемые по характерной деятельности учителя трудового обучения и учащихся.

           Таким образом, очевидна новая функция образовательной           отрасли «Технология»: через образование учителя трудового обучения должны привести ученика к самообразованию, к активности, творческой и познавательной деятельности.

Все большее понимание и признание среди учителей трудового  обучения получает идея основания принципа исследовательского подхода в обучении учащихся.

                  Применяя исследовательские подходы (см.приложение) учителями в обучении          учащихся, можно сделать вывод: все, что предлагается учащимся на уроке, должно быть проработано с учетом возможностей рефлексивной позиции такого способа содержания учебного материала, который указывает смысловые контексты изучаемого. Первичным фактором при этом становятся знания, опыт и ценностные ориентиры учащихся.    

                Переход к рыночным отношениям, связанный с появлением рынка труда и рабочей силы требует новых подходов к содержанию политехнического образования школьников. Одной из основных целей школьного образования сегодня является подготовка молодых людей, обладающих профессиональной мобильностью, позволяющей ориентироваться в новой производственной обстановке и овладевать новыми знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения непрерывно изменяющихся трудовых функций. Современный учащийся школы в ходе допрофессиональной подготовки должен научиться основным рациональным приемам приобретения знаний, видеть их возможность области применения, а также пути своего профессионального самоопределения с учетом личностных особенностей и состояния здоровья. Во всей стране утверждается идея о необходимости смещения акцента в сторону более глубокой технологической подготовки, непрерывное осуществление которой предполагает образовательная отрасль «Технология». Знания, приобретенные учащимися  в процессе изучения ее разделов должны, с одной стороны, максимально содействовать их профессиональной адаптации, с другой – формировать технологическую культуру. Новая образовательная отрасль открывает возможность для использования различных программ по основным направлениям трудовой технологической подготовки учащихся.

                Помочь подростку в выборе направления труда – задача педагогов школы. При этом особая функция учителя труда, который, имея инженерно-педагогическую подготовку, может вместе с психологом, врачом, классным руководителем и социальным педагогом содействовать профессиональному самоопределению ребенка, включая его в разнообразные занятия по интересам, наблюдая за развитием способностей и умений на уроках.

                Ассоциативно-развивающая методика ведения уроков позволяет  активизировать внутренние потенциальные резервы психики детей, создавая у них позитивный настрой на деятельное усвоение изучаемого на уроках материала. На комбинированных уроках творчества ученики стремятся не только слушать, но и слышать, не только запоминать, но и понимать, анализировать, осмысленно усваивать полученную информацию.

                                             Литература

          1 Коберник О.М., Ящук С.М.  Методика організації проектно-технологічної діяльності учнів на уроках трудового навчання. -  Умань. -  2001

          4.Короткова Е. Хочу, могу, умею! – М. «КСП»,1997

          3.Павлова М.Б., Питт Дж. Образовательная область технология: теоретические подходы и методические рекомендации. Н.-Йорк: Технологическое и предпринимательское образование в России, 1997

          4. Павлова М.Б. Технология – новый учебный предмет в школе. – С-Петербург, 1992 

 

 

 

 

    Методист КРИППО                                                      Н.Скрипниченко      

                                                                                                       Приложение

 

Основные подходы к обучению учащихся по образовательной отрасли «Технология»

 

 Традиционные подходы

Исследовательские подходы

Учителю следует излагать основные представления и понятия, заложенные в содержании учебного предмета и отраженные в изучаемой теме

Учащийся самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает в готовом виде от учителя

Учащиеся узнают жизненно важные идеи и понятия благодаря их прямому  изложению учителем

При изучении учебного материала создаются такие ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомства с представлениями, понятиями и в то же время требуют от них самостоятельно устанавливать, обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах

Учебный материал по предмету предполагает как целостный и законченный свод авторитетной и непротиворечивой информации, не подлежащий сомнению

Знакомство с технологическими представлениями должно включать альтернативные точки зрения, недостатки имеющихся объяснений, сомнения  достоверности выводов

Учебное познание должно строиться на четкой логической основе, оптимальной для изложения и усвоения

Учащимся принадлежит ведущая роль в принятии решения о выборе способа работы с изучаемым материалом

Основная цель практических работ – формирование практических манипулятивных навыков, а также способности следовать указаниям, направленным на достижение запланированных результатов

Материалы практических работ побуждают учащихся выдвигать идеи, альтернативные тем, которые они изучают в классе

Изучение материала в ходе практических работ следует точно установленным указанием и определяется методикой, направленной на иллюстрацию изученных в классе понятий и представлений

 Учащиеся сталкиваются с новыми явлениями, представлениями, идеями при выполнении практических работ прежде, чем они будут изложены и изучены на уроке

Практические задания должны быть спланированы учителем так, чтобы правильные ответы, результаты достигались лишь теми учащимися, которые четко придерживаются инструкций к практической работе

При выполнении практических заданий учащимися предоставляется возможность самостоятельно планировать свои исследования, определять его аспекты, предполагать возможные результаты

В процессе практической работы ученики используют указания о  том, что необходимо наблюдать, измерять, фиксировать чтобы получить искомый правильный результат

Каждый учащийся самостоятельно изучает, описывает и интерпретирует те сведения и наблюдения, которые он наравне со всеми получает в ходе учебного исследования

Сущность технологических знаний следует иллюстрировать материалом об их применении в технике, в быту

Для изучения технологической последовательности выполнения изделия учащимся следует самостоятельно познакомиться с элементами, из которых это изделие состоит, без объяснений учителя

Для настоящего понимания изучаемого содержания ученикам следует усвоить свод связанной с этим содержанием информацией фактологического характера

Учащиеся подвергают сомнению принятые представления, идеи, включают в поиск альтернативные интерпретации, которые они самостоятельно формулируют, обосновывают и выражают в ясной форме.

                                                                                                                                                               

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
34.204.175.38 (34.204.175.38, 34.204.175.38)