На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Уроки по трудовому обучению"
 Основные подходы к обучению учащихся по образовательной отрасли «Технология»
 Календарно-тематическое планирование 5 кл девочки
 Технология изготовления мягкой игрушки
 Критерии оценки учебно-материальной базы мастерской по обработке тканей, волокнистых материалов и пищевых продуктов
 План-конспект урока для 7кл.
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Куданова Ольга Владимировна

 

                                                                                                    Автор - Куданова Ольга Владимировна

                                                                                               учитель технологии МОУ СОШ №8

                                                                                      г. Рассказово Тамбовской обл.

 

Тема: Удивительный мир орнамента.

 

Цели урока:

Образовательные:

·   Познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения.

·   Научить создавать схему орнамента для своего будущего браслета в программы Microsoft Excel.

Воспитательные:

·   Способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

·    Способствовать формированию осознанного видения связи прошлого и настоящего.

Развивающие:

·   Развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал

·   Развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.

·   Способствовать развитию познавательного интереса к национальным истокам русского народа.

·   Развивать умение работать на компьютере, а именно в программе Microsoft Excel.

Оборудование:

·   Компьютер

·   Проектор

·   Предметы и одежда с орнаментом.

·   Альбом «Русское народное искусство XVIII-XX вв.»

·   Инструкционные карты дл учащихся.

·   Презентация

·   Интернет ресурсы портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

 

Ход урока.

 

1. Вводная часть

1.1. Организационный момент

Эмоциональный настрой коллектива. Проверка степени готовности к уроку.

1.2. Сообщение цели урока.

Наш сегодняшний урок будет посвящен его величеству орнаменту. Почему я так говорю?

(Рассказ сопровождается показом слайдов Презентации)

Орнамент занимает важное место в шкале художеств. Он поднимает настроение и пробуждает самые высокие чувства, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни.

Орнамент отвечает насущной потребности нашей натуры - видеть красивое вокруг. Таким образом, он является одной из самых необходимых в человеческой деятельности и важных форм творчества.

Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. «Орнамент, пожалуй, стоит на первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся»…

Выполняя роль украшения какого-либо предмета, орнамент  не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий.

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох.

 

2. Сообщение познавательных сведений.

2.1. История развития орнамента.

Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами.

Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей.

Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

 

2.2. Особенности русского орнамента. Чтение орнамента.

За его фасадом таяться столько тайн, что жизни не хватит, чтобы рассказать о них даже вскользь. 

В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал?  Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце»  и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами. О вышивке можно сказать, что она хранит в себе народное осознание мира.  Вынужденный постоянно противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников.

В орнаменте были  заключены письмена - идеограммы, которые вышивальщицы специально  подбирали  для  каждого  владельца  рубахи или полотенца,  чтобы  предметы  хранила  своего  хозяина  от  всякой  случайной  беды. Итак, вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации.

Родился маленький человек, бабка-повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, будучи еще в девушках. Уже тогда она должна была позаботиться о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. В некоторых районах Руси существовал и такой обычай, когда только что родившегося ребенка заворачивали в рубаху отца украшенную охранительными орнаментами. Рубаха и охраняла малыша и передавала тепло отца.

Посмотрите на русскую мужскую рубаху. Где располагалась вышивка?

Чтобы к телу  человека не могла подобраться нечисть, защищали те места, где ткань разомкнута (подол, низ рукава, горловину) и плечевые швы. Она должна была не только согревать, но и отгонять силы зла, а душу - удерживать в теле. Именно поэтому,  когда  говорят  о  душевных  качествах  щедрого человека, мы  слышим: «Он  своей  единственной  рубахи  не  пожалеет».  Считалось,  что  щедрый  человек, таким  образом, отдавал  не  только  свою  одежду, но  и  снимал  с  себя  свой  оберег...  

В состав орнамента никогда не входила  ни  единая  «праздная»  линия - каждая имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений.

Попробуем и мы прочитать узоры.

Древо жизни, райское древо – излюбленный мотив восточнославянской вышивки. Считается, что дерево олицетворяет собой связь земли с небом. Известен сказочный сюжет о дереве, по которому человек попадает на небо. Изображение "древа жизни" по народным представлениям должно приносить счастье, оберегать от всякого зла и было символом новой зарождающейся семьи. Поэтому его вышивали на свадебных полотенцах.

Вместе с изображением "древа" в вышивке полотенец обычно присутствуют и птицы. Образ птицы также неслучаен. Они открывали двери неба весной и закрывали осенью. Птица – это обитатель мира небесного, следовательно, обладает способностью влиять на судьбы людей. Они часто символизировали тепло, свет, предвещали урожай и богатство. На свадебном полотенце вышивались парные птицы-павы (символизирующие жениха и невесту) – как пожелание любви и семейного счастья. Каждая девушка, готовя себе приданое, изображала этот мотив на полотенцах, рубахах, передниках и головных уборах. В вышивке птица-пава имела бесконечное множество вариантов изображения.

Солнце для древних людей являлось одним из главных богов-покровителей. Оно являлось источником света, тепла и жизни всего на земле. От него зависел урожай, а, следовательно, судьба крестьянина- землепашца. В русской вышивке солнце имеет множество вариантов изображения. К ним относятся и разнообразные кресты - как в круге, так и без него. Некоторые кресты в круге очень похожи на изображение колеса, и это неспроста: человек видел, как солнце двигалось, то есть "катилось" по небу, как огненное колесо. Вечное движение небесного светила было отмечено крючковатым крестом-свастикой. Этот знак обозначал не только движущееся солнце, но и пожелание благополучия, добра, удачи, плодородия.

У наших предков небо было местом обитания женщины. В древности женщину обожествляли, потому что она продлевала род.

Посмотрите на стилизованный женский образ с поднятыми руками.

— Что он выражает? (учащиеся рассуждают).

— Этот мотив имеет древнее происхождение. По представлениям наших предков земля была живым существом. Подобно человеку, на зиму земля засыпала, а с первыми лучами солнца возрождалась, пила талые воды, расцветала и родила подобно женщине добрый урожай.

—Так как же вы бы назвали этот образ?

Земля-кормилица по-матерински заботилась о человеке. Этот образ олицетворение Матери-земли или как ее еще называли – богини - Макоши. Она считалась у древних славян покровительницей земледелия, богиней плодородия, женского рукоделия, покровительницей дома и его хозяйки. И была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.

Мокошь может выступать в различных композициях:

·         держащая ветки или светильники;

·         с птицами в руках и т.д.

·         в центре, всадники или птицы по сторонам;

Воздетые руки символизировали встречу весны, приветствие солнца. Она как бы молилась о будущем урожае. Женщина с птицами - обряд отпускания солнца- птиц на волю, т.е. Земля возвращала Солнцу энергию, затраченную ею на создание урожая.

Среди домашних животных славяне более других почитали Коня, ведь предки вели кочевой образ жизни, и в облике золотого коня, бегущего по небу, им представлялось солнце. Образ Солнца-коня сохранился в убранстве русской избы, увенчанной коньком. Амулет с изображением конской головы или просто подкова, подобно другим солнечным символам, считаются могучим оберегом... Обратите внимание на необычные словно проросшие хвосты коней. Лошадь была воплощением божества растительного, с ее хвостом связывалось представление о плодородии. Еще одним символом плодородия и предвестник всяких благ был олень.

Символом Земли или поля является ромб. Наши предки крестьяне были издавна земледельцами и такими символами древние крестьяне изображали плодородие Земли.

Обычно символы земли изображались на подоле рубахи, нижней части одежды. Считалось, что, касаясь земли подолом рубахи, женщина получала жизненные силы, а вышивки с символикой плодородия давали земле плодородные силы.

В центре — подобие фантастического растения, а по бокам  от  него — могучие звери с когтистыми лапами. Но что могут олицетворять загадочные для нас не то львы, не то барсы? Прообразом барса был крылатый Пес из Древнего мифа, охранитель посевов. Выходит, и этот узор связан с земледелием.

Барс  или лев один из самых ярких образов. Их изображали с высоко поднятыми лапами. Барсы или бодро шагали друг за другом или устремлялись навстречу друг другу. По древнерусской символике барс являлся олицетворением силы, отваги и мужества. Он воспринимался как охранник от злых сил, несчастий и болезни. В русской вышивке сильный хищник всегда был доброжелательный и миролюбивый. Он никогда не имел угрожающей позы. Любопытно, что в ряде районов барс отождествлялся с медведем - неизменным и любимым символом русского народа.

Вот некоторые символы русского орнамента. Что же хотели сказать девушки своими орнаментами?

ВЫВОД: через узоры русские люди призывали, просили, произносили заклинания и искренне верили, что это им поможет. Девушки вышивали, как правило, лишь весной, до начала полевых работ. Они просили у неба урожайного года и языком орнамента говорили: пусть так будет всегда.

 

Как я уже говорила, вышивка кроме обереговой функции, была еще носителем информации. Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.

Праздничный девичий костюм включал в себя «передник» или, по-другому, «запон», «занавеска», «нагрудник» - так называли его в разных районах России. Передник всегда щедро украшался вышивкой и считался своего рода «паспортом» женщины.

У девушки на переднике были только знаки чистого поля (пустые ромбы и квадраты, показывавшие, что она именно незамужняя девуш­ка) и знаки-обереги (разного рода круги, цветы).

На запоне замужней женщины были знаки проросшего поля (заполненных ромбов с усиками, показывавших, что у женщины есть дети). Птицы — есть дочери, кони — есть сыновья. Количество коней и птиц на запоне женщины говори­ло о количестве детей.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, обереговую функцию и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль.

 

2.3. Виды орнамента.

В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов:
Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).
Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.п.
Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).
Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Жизнь человека подчиняется ритму (смена дня и ночи, времен года, сезонные полевые работы, рождение и смерть и т.д.), ритм является её основой. Нарушение ритма, т.е. порядка, в мироздании, по представлениям наших предков, приводит к разрушению и хаосу. Следствием его является болезнь или несчастье.

Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов.

Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента.

При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента.

Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется раппортом.

Сегодня во время практической работы вам необходимо будет создать сначала мотив, а потом из него составить узор. А как это лучше сделать посмотрите в фильме.

 

2.4.Построение геометрического орнамента 

Просмотр Слайд-шоу с портала «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

 

2.5.Закрепление материала.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

·         Какие основные виды орнаментов бывают?

·         Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

 

3. Практическая работа

3.1.Вводный инструктаж учителя:

Сообщение цели и названия практической работы

Ознакомление с информационной картой

Инструктаж по технике безопасности

3.2.Самостоятельная работа учащихся

3.3.Текущий инструктаж учителя

 

4. Подведение итогов урока.

Сообщение учителя о достижении цели урока.

Подводятся итоги работ. Учитель благодарит ребят за урок.

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.144.24.41 (54.144.24.41, 54.144.24.41)