На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Внутришкольный контроль"
 Критерии оценки деятельности учителя
 Технологическая карта контроля
 Диагностическая карта учителя
 Анализ и планирование контроля учебно-воспитательного процесса
 Состояние преподавания биологии
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: МОУ средняя общеобразовательная школа № 35 г. Н.Новгорода

Внутришкольный контроль @font-face { font-family: TIMES NEW ROMAN CYR; } @page Section1 {size: 595.3pt 841.9pt; margin: 2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin: 35.4pt; mso-footer-margin: 35.4pt; mso-paper-source: 0; } P.MsoNormal { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; COLOR: windowtext; FONT-FAMILY: "Times New Roman"; mso-style-parent: ""; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman" } LI.MsoNormal { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; COLOR: windowtext; FONT-FAMILY: "Times New Roman"; mso-style-parent: ""; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman" } DIV.MsoNormal { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; COLOR: windowtext; FONT-FAMILY: "Times New Roman"; mso-style-parent: ""; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman" } H4 { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 13.5pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-outline-level: 4 } P.MsoTitle { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } LI.MsoTitle { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } DIV.MsoTitle { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } P.MsoBodyTextIndent { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } LI.MsoBodyTextIndent { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } DIV.MsoBodyTextIndent { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } A:link { COLOR: #000066; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } SPAN.MsoHyperlink { COLOR: #000066; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } A:visited { COLOR: purple; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } SPAN.MsoHyperlinkFollowed { COLOR: purple; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } P { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } P.header { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 18pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-STYLE: italic; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; TEXT-ALIGN: center; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman"; mso-style-name: header } LI.header { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 18pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-STYLE: italic; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; TEXT-ALIGN: center; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman"; mso-style-name: header } DIV.header { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 18pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-STYLE: italic; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; TEXT-ALIGN: center; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman"; mso-style-name: header } DIV.Section1 { page: Section1 }

Внутришкольный контроль

Базовый компонент внутришкольного контроля

 

М.А. Зайцева, зам. дир. школы по УВР,

Е.В. Орлов, к.п.н., зам. дир. школы по НМР,

Л.А. Цыганова, директор школы,

МОУ средняя общеобразовательная школа № 35 г. Н.Новгорода

 

Современный уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования. Модернизация предполагает изменение организационно-правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения (ОУ). Аттестация и лицензирование ОУ позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. Само ОУ в этом случае также должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным нормам – осуществлять внутришкольный контроль – первый и наиболее важный момент, с которого начинается управленческая деятельность.

Содержание аттестации диктует руководству любого ОУ необходимость совершенствовать систему внутришкольного контроля (ВШК). Основным содержанием аттестации становится: 1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ (на основе экспертизы учебных планов,  образовательных программ, реализуемых ОУ, расписания учебных занятий, классных журналов; 2) соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов (на основе результатов итоговых аттестаций, контрольных и других квалификационных работ). Внутришкольный контроль должен соответствовать этим нормативам.

Планирование ВШК является постоянным объектом анализа на страницах методических изданий. Однако в многочисленных примерах планов ВШК остаются неясными основания для определения разделов и содержания плана. В течение 10 лет в нашей школе мы отрабатывали содержание плана внутришкольного контроля. Вначале он занимал объем в 10 страниц. Мы считали, что необходимо включать в него все вопросы, по которым нас проверяли вышестоящие органы. Опыт взаимодействия с органами управления подсказывал нам, что лучше перегрузить план, чем чего-то в нем не обнаружится при проверке. Это была своего рода форма защиты.

С изменением организационно-правового статуса образовательного учреждения и особенно с опубликованием организационно-правовых аспектов аттестации ОУ стало ясно, за что отвечает образовательное учреждение по закону. План ВШК уменьшился вполовину. Более того, развивая инновационные процессы в школе, связанные с внедрением средового подхода  и, в частности, технологии опосредованного управления процессом формирования и развития личности, нам потребовалось дополнительное время для этой работы. Мы стали думать об оптимизации управленческой деятельности и, в частности, функции контроля. В результате у нас сложилось мнение, что План ВШК должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум мы назвали базовым компонентом внутришкольного контроля

Базовый компонент является той инвариантой ВШК, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. В то же время ОУ имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план ВШК за счет вариантной части. Базисный компонент ВШК (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный)  компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением.

Базовый компонент ВШК будет обслуживать стабильные структуры управленческой системы ОУ, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры позволят ОУ удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях недостаточной нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием школы [1]. Мы не исключаем возможность и ситуативного контроля, позволяющего сделать эту управленческую функцию еще более гибкой (схема 1.).

 

Схема 1. Структура внутришкольного контроля

                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                      

                                                                                                                                      

                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобное структурирование ВШК дает некоторые преимущества. Во-первых, руководство ОУ может держать под контролем ту часть деятельности коллектива, которая гарантирует прохождение аттестации. Во-вторых, разделение компонентов позволяет отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их взаимозависимость. На наш взгляд, лишь полное выполнение базового компонента позволяет разворачивать деятельность и в рамках инновационного. В-третьих, при разделении блоков становится более понятным, что и когда должно перемещаться из инновационного в базовый блок – что из инноваций становится традицией и какая ситуация дает возможность разворачивать новое направление деятельности в ОУ.

Мы предлагаем свой вариант плана базового блока внутришкольного контроля, который может быть использован любым ОУ, выполняющим образовательную программу на уровне среднего (полного) общего образования. Считаем необходимым напомнить, что до введения в действие государственных образовательных стандартов аттестационные комиссии при определении содержания образования руководствуются требованиями нормативных актов, которыми определяется минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе (Библиотека журнала «Директор школы». / Выпуск № 6, 2000г. - С. 51). К этим документам относятся: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322), Обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1235), Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1236), обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.99 № 56) [2].

Содержание контрольной функции в учреждении, кроме того, определяется нормативно-правовой базой самой школы, которая постоянно совершенствуется. К важнейшим документам мы относим Устав школы и следующие локальные акты:

- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов;

- Положение о промежуточной аттестации учащихся I – XI классов;

- Положение о получении образования в форме экстерната;

- Обязательный минимум контрольных и практических работ по предметам учебного плана;

- Положение о формах преподавания и аттестации по предмету "Физкультура" в IX-XI классах.

Для удобства работы с планом он составляется по календарному признаку, где каждому блоку соответствует один месяц. В результате мы получаем план, состоящий из 10 блоков, соответствующих месяцам с сентября по июнь включительно. В каждом блоке выделены формы контроля, классифицированные нами по признаку "обхват объектов контроля" [3].

Таким образом, предполагаемая нами структура ВШК помогает начинающим управленцам видеть образ внутришкольного контроля, сосредотачиваться на главном, в организации работы – не увлекаться текучкой. Опытные управленцы имеют возможность держать в поле зрения главное и развивать новое.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. Ред. М.М. Поташника и Л.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.

2. Шаулин, В.Н. Организационно-правовые аспекты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений / В.Н. Шаулин, В.В. Спасская, Е.Н. Дзанагова. // Библиотека журнала "Директор школы". Выпуск № 6. – М.: Сентябрь, 2000. – 160 с. ISBN 5-88753-037-5.

3. Мигаль, В.И. Управление современной школой. Выпуск I. Внутришкольный контроль и сетевое планирование: Практическое пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК / В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль. – Ростов-н-Д: Издательство "Учитель", 2002. – 64 с. ISBN 5-87807-229-7.

 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.224.13.210 (54.224.13.210, 54.224.13.210)