На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Внутришкольный контроль"
 График ВШК
 Планирование ВШК
 План-сетка внутришкольного контроля.
 Изучение системы работы учителя и оценка результатов учебного процесса
 Анализ урока математики в начальной школе
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: МОУ средняя общеобразовательная школа № 35 г. Н.Новгорода

Внутришкольный контроль @font-face { font-family: TIMES NEW ROMAN CYR; } @page Section1 {size: 595.3pt 841.9pt; margin: 2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm; mso-header-margin: 35.4pt; mso-footer-margin: 35.4pt; mso-paper-source: 0; } P.MsoNormal { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; COLOR: windowtext; FONT-FAMILY: "Times New Roman"; mso-style-parent: ""; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman" } LI.MsoNormal { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; COLOR: windowtext; FONT-FAMILY: "Times New Roman"; mso-style-parent: ""; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman" } DIV.MsoNormal { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN: 0cm 0cm 0pt; COLOR: windowtext; FONT-FAMILY: "Times New Roman"; mso-style-parent: ""; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman" } H4 { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 13.5pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-outline-level: 4 } P.MsoTitle { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } LI.MsoTitle { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } DIV.MsoTitle { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } P.MsoBodyTextIndent { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } LI.MsoBodyTextIndent { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } DIV.MsoBodyTextIndent { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } A:link { COLOR: #000066; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } SPAN.MsoHyperlink { COLOR: #000066; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } A:visited { COLOR: purple; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } SPAN.MsoHyperlinkFollowed { COLOR: purple; TEXT-DECORATION: underline; text-underline: single } P { FONT-SIZE: 12pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman" } P.header { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 18pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-STYLE: italic; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; TEXT-ALIGN: center; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman"; mso-style-name: header } LI.header { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 18pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-STYLE: italic; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; TEXT-ALIGN: center; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman"; mso-style-name: header } DIV.header { FONT-WEIGHT: bold; FONT-SIZE: 18pt; MARGIN-LEFT: 0cm; COLOR: #000066; MARGIN-RIGHT: 0cm; FONT-STYLE: italic; FONT-FAMILY: "TIMES NEW ROMAN CYR"; TEXT-ALIGN: center; mso-pagination: widow-orphan; mso-fareast-font-family: "Times New Roman"; mso-margin-top-alt: auto; mso-margin-bottom-alt: auto; mso-bidi-font-family: "Times New Roman"; mso-style-name: header } DIV.Section1 { page: Section1 }

Внутришкольный контроль

Базовый компонент внутришкольного контроля

 

М.А. Зайцева, зам. дир. школы по УВР,

Е.В. Орлов, к.п.н., зам. дир. школы по НМР,

Л.А. Цыганова, директор школы,

МОУ средняя общеобразовательная школа № 35 г. Н.Новгорода

 

Современный уровень управления образованием связан с модернизацией системы образования. Модернизация предполагает изменение организационно-правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения (ОУ). Аттестация и лицензирование ОУ позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. Само ОУ в этом случае также должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным нормам – осуществлять внутришкольный контроль – первый и наиболее важный момент, с которого начинается управленческая деятельность.

Содержание аттестации диктует руководству любого ОУ необходимость совершенствовать систему внутришкольного контроля (ВШК). Основным содержанием аттестации становится: 1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ (на основе экспертизы учебных планов,  образовательных программ, реализуемых ОУ, расписания учебных занятий, классных журналов; 2) соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников ОУ требованиям государственных образовательных стандартов (на основе результатов итоговых аттестаций, контрольных и других квалификационных работ). Внутришкольный контроль должен соответствовать этим нормативам.

Планирование ВШК является постоянным объектом анализа на страницах методических изданий. Однако в многочисленных примерах планов ВШК остаются неясными основания для определения разделов и содержания плана. В течение 10 лет в нашей школе мы отрабатывали содержание плана внутришкольного контроля. Вначале он занимал объем в 10 страниц. Мы считали, что необходимо включать в него все вопросы, по которым нас проверяли вышестоящие органы. Опыт взаимодействия с органами управления подсказывал нам, что лучше перегрузить план, чем чего-то в нем не обнаружится при проверке. Это была своего рода форма защиты.

С изменением организационно-правового статуса образовательного учреждения и особенно с опубликованием организационно-правовых аспектов аттестации ОУ стало ясно, за что отвечает образовательное учреждение по закону. План ВШК уменьшился вполовину. Более того, развивая инновационные процессы в школе, связанные с внедрением средового подхода  и, в частности, технологии опосредованного управления процессом формирования и развития личности, нам потребовалось дополнительное время для этой работы. Мы стали думать об оптимизации управленческой деятельности и, в частности, функции контроля. В результате у нас сложилось мнение, что План ВШК должен быть сведен к минимуму объектов контроля (к выбору приоритетных направлений контроля). Этот минимум мы назвали базовым компонентом внутришкольного контроля

Базовый компонент является той инвариантой ВШК, которая дает возможность руководству школы готовить ее к аттестации, сохранять целостность учебно-воспитательного процесса школы, гарантировать государственный стандарт образования выпускникам школы. В то же время ОУ имеет возможность следовать программным документам по модернизации системы образования. Для этого учреждение может расширить план ВШК за счет вариантной части. Базисный компонент ВШК (инварианта) будет обеспечивать Госстандарт образования, а инновационный (вариативный)  компонент позволяет организовать современное управление, которое будет зависеть от концепции, выбранной учреждением.

Базовый компонент ВШК будет обслуживать стабильные структуры управленческой системы ОУ, в то время как инновационный компонент направлен на обслуживание мобильных структур. Стабильные структуры позволят ОУ удерживать необходимое качество образования (осуществлять функционирование), а мобильные структуры дадут возможность поиска оптимальных вариантов выполнения программы модернизации системы образования в условиях недостаточной нормативно-правовой базы, определения индивидуального лица учреждения, повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, то есть, заниматься развитием школы [1]. Мы не исключаем возможность и ситуативного контроля, позволяющего сделать эту управленческую функцию еще более гибкой (схема 1.).

 

Схема 1. Структура внутришкольного контроля

                                                                                                                                                              

                                                                                                                                                      

                                                                                                                                      

                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подобное структурирование ВШК дает некоторые преимущества. Во-первых, руководство ОУ может держать под контролем ту часть деятельности коллектива, которая гарантирует прохождение аттестации. Во-вторых, разделение компонентов позволяет отслеживать управленческие процессы параллельно и оценивать их взаимозависимость. На наш взгляд, лишь полное выполнение базового компонента позволяет разворачивать деятельность и в рамках инновационного. В-третьих, при разделении блоков становится более понятным, что и когда должно перемещаться из инновационного в базовый блок – что из инноваций становится традицией и какая ситуация дает возможность разворачивать новое направление деятельности в ОУ.

Мы предлагаем свой вариант плана базового блока внутришкольного контроля, который может быть использован любым ОУ, выполняющим образовательную программу на уровне среднего (полного) общего образования. Считаем необходимым напомнить, что до введения в действие государственных образовательных стандартов аттестационные комиссии при определении содержания образования руководствуются требованиями нормативных актов, которыми определяется минимум содержания, максимальный объем учебной нагрузки и требования к обучающимся по соответствующей образовательной программе (Библиотека журнала «Директор школы». / Выпуск № 6, 2000г. - С. 51). К этим документам относятся: Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (приказ Минобразования России от 09.02.98 № 322), Обязательный минимум содержания начального общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1235), Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования (приказ Минобразования России от 19.05.98 № 1236), обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования России от 30.06.99 № 56) [2].

Содержание контрольной функции в учреждении, кроме того, определяется нормативно-правовой базой самой школы, которая постоянно совершенствуется. К важнейшим документам мы относим Устав школы и следующие локальные акты:

- Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI классов;

- Положение о промежуточной аттестации учащихся I – XI классов;

- Положение о получении образования в форме экстерната;

- Обязательный минимум контрольных и практических работ по предметам учебного плана;

- Положение о формах преподавания и аттестации по предмету "Физкультура" в IX-XI классах.

Для удобства работы с планом он составляется по календарному признаку, где каждому блоку соответствует один месяц. В результате мы получаем план, состоящий из 10 блоков, соответствующих месяцам с сентября по июнь включительно. В каждом блоке выделены формы контроля, классифицированные нами по признаку "обхват объектов контроля" [3].

Таким образом, предполагаемая нами структура ВШК помогает начинающим управленцам видеть образ внутришкольного контроля, сосредотачиваться на главном, в организации работы – не увлекаться текучкой. Опытные управленцы имеют возможность держать в поле зрения главное и развивать новое.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Управление развитием школы: Пособие для руководителей образовательных учреждений / Под. Ред. М.М. Поташника и Л.С. Лазарева. – М.: Новая школа, 1995.

2. Шаулин, В.Н. Организационно-правовые аспекты лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений / В.Н. Шаулин, В.В. Спасская, Е.Н. Дзанагова. // Библиотека журнала "Директор школы". Выпуск № 6. – М.: Сентябрь, 2000. – 160 с. ISBN 5-88753-037-5.

3. Мигаль, В.И. Управление современной школой. Выпуск I. Внутришкольный контроль и сетевое планирование: Практическое пособие для руководителей школ, студентов пед. учеб. Заведений, слушателей ИПК / В.И. Мигаль, Е.А. Мигаль. – Ростов-н-Д: Издательство "Учитель", 2002. – 64 с. ISBN 5-87807-229-7.

 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.92.178.105 (54.92.178.105, 54.92.178.105)