На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Уроки по географии"
 Мастер-класс: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В КУРСЕ «КУБАНОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Казанцева Л.П, учитель географии высшей категории МОУ гимназия №18 г. Краснодара

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ СИТУАЦИЙ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ В КУРСЕ «КУБАНОВЕДЕНИЕ» ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

 

 

 

        Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя - выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые соответствуют поставленной цели - развитию личности ученика.

       В работе каждого педагога складывается определенная система, стиль – техника работы. Т.е. сочетание разных методов и приемов. В настоящее время разработано и применяется масса приемов. Все они обладают разной степенью эффективности. Как в потоке педагогической литературы выбрать оптимальные приемы обучения и организации обучения? Эффективный технологичный прием, легко применимый в условиях обычной школы, направлен на достижение нескольких целей и отвечает хотя бы одному, а лучше, нескольким принципам педагогической техники. На своих уроках я с удовольствием их применяю, обучила детей этим приемам. Теперь у меня есть помощники в каждом классе – подготовят материалы для проверки домашнего задания, закрепления материала и отработки навыков. Любимое время урока – взаимоопрос. Ребята готовят дидактические материалы, игры, конкурсы. Главными критериями эффективности приема для меня стали принципы педагогической техники:

1. Принцип свободы выбора. В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно, предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор!

  • Это можно сделать в рамках современной системы обучения.
  • В начале урока предоставляется выбор роли на сегодняшний урок – подводящий итоги, психолог.
  • Во время урока предоставляется выбор последовательности выполнения заданий, самостоятельно или в паре, форма выполнения задания, выбор источников информации.
  • В конце урока – выбор домашнего задания.

2. Принцип открытости. Не только давать знания – но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.
Использовать в обучении открытые задачи.
Открытость информации для детей – план темы, раздела с указанием основного содержания, план деятельности на тему, урок. В совершенном виде – совместное с детьми проектирование урока. Для этого необходимо обучить детей приемам обработки информации, разным видам деятельности, учебным приемам, коммуникативным взаимодействиям.

3. Принцип деятельности. Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Чтобы знания становились инструментом, с ним нужно работать – применять. Любые знания, где ученик действует сам или в паре, группе, делает для себя или других. Даже во время лекции учащиеся составляют “свою опору” - не просто слушает, а обрабатывает информацию, выделяет главное, ключевое (для него), фиксирует. Т.о. работает со знанием, преобразует его в другую форму.

4. Принцип обратной связи. Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.
Чем лучше развита система, тем больше в ней механизмов обратной связи. Учитель отслеживает на уроке выполнение домашнего задания, понимание и усвоение материала, овладение умениями и навыками, включенность ученика в процесс обучения, его настроение и т.д. Существуют приемы, позволяющие это сделать быстро и эффективно.
На каждом уроке с помощью нескольких приемов проверяются теоретические знания и уровень сформированности практических умений

5. Принцип идеальности (высокого КПД). Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования от взаимоопроса до составления контрольных работ и их взаимопроверки. Активное вовлечение учащихся в процесс управления своим коллективом, собой, тогда они САМИ обучают друг друга, чувствуют свою успешность и САМИ стремятся ее подкрепить.

 

Результат применения педагогических техник –

·        хорошо организованный труд учителя и учеников,

·        хорошо организованный класс,

·        хорошо организованные знания.

  Эти педагогические приемы применяю наиболее часто, и они особенно любимы детьми:

Зашумленная тема. Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Предлагается детям прочитать “про себя”, помочь прочитать учителю. Также можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию.

          НАПРИМЕР, Погодаорншникенклимат,ЧлорадаптациятцучеловекавапквцйыклиматическимЕпрусловиямоирдрКраснодарскогоаплкрая.

(Погода и климат, адаптация человека к климатическим условиям Краснодарского края.)

Перевертыш. Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими “шифровками”. Повторение и развитие зрительной перцепции.

         НАПРИМЕР:

Географический портрет своей местности.

 йиксечифаргоеГ  тертроп  йеовс  итсонтсем

Лови ошибку. Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Их необходимо отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников этому приему, можно задавать в качестве домашнего задания составление такого текста для взаимопроверки на следующем уроке.

            НАПРИМЕР:       Тема: Транспорт и его виды.

1 - Автомобильный. По протяжённости автомобильных дорог с твёрдым покрытием (13 тысяч км.) край занимает третье место в России. Ежегодно перевозится более 100 млн. тонн грузов и 10 млн. пассажиров.

Есть автомагистраль федерального назначения - «Кавказ», которая соединяет Черноморское побережье с Ростовской областью.

2.Железнодорожный. Начал развиваться в начале 20 века. Сейчас более 4000 км. путей, из них 52% - подъездные пути к предприятиям. Электрифицированы 80% дорог…

 

Осколки.

1. Учащиеся получают текст из обрывков фраз. Необходимо выстроить их в предложения.
2. Учащиеся получают запись в виде двух столбиков: первый столбик – начало фразы, второй – конец фразы. Нужно собрать фразы.
3. Понятия разбиты на слоги, которые записываются в табличку в произвольном порядке. Учащиеся отыскивают эти понятия и дают им определение.

       Прием хорош на любом этапе урока и в качестве домашнего задания – составить по теме “осколки” для взаимопроверки.

            НАПРИМЕР:

«Осколки» пословиц и поговорок о природе:

Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины. 

 

Таблица. После прочтения учебного материала выбрать объекты для сравнения, выбрать характеристики (признаки) для сравнения. Составить форму таблицы, защитить ее публично, заполнить индивидуально или в паре.
В этом приеме важно предварительно научить детей составлять форму таблицы, располагать столбцы и строки. Начать обучение следует с анализа готовых таблиц, их преобразования.

Вопрос к тексту. Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид.
В конце урока можно дать задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке или дается задание составить вопросы, на которые с легкостью ответишь сам. Т.о. опосредованно выявляем уровень усвоения материала и получаем список вопросов для проведения опроса на следующем уроке.

Домашнее задание. Идеально, если бы вообще не задавать домашних работ. Дети их часто не выполняют в силу разных причин. А главное, потому, что часто на дом задается то, что не успели сделать в классе. И ребенок сам не всегда может разобраться. Домашними заданиями преступно воруется свободное время ребенка усердного. А для неусердного – пустой звук, для совестливого – постоянное психологическое угнетение. Но уж если мы не можем не задать домашнего задания, то нужно сделать так, чтобы оно стало привлекательным для ребенка. Чтобы ученик не боялся наказания и плохой оценки за домашнюю работу, и выполнял его не потому, что “географичка пару вкатит”, а потому что интересно. Если сделал домашнюю работу, молодец! Сделал правильно – получи хорошую дополнительную оценку, сделал не правильно – разберемся. Главное, чтобы ребенок хотел работать. Но одним моральным стимулированием не обойтись. Поэтому несколько приемов относительно домашнего задания.

Три уровня домашнего задания. Учитель в начале темы задает домашнее задание одновременно в двух или трех уровнях.

  • обязательный минимум – абсолютно понятно и доступно всем.
  • тренировочный уровень – для учеников, желающих хорошо знать предмет и без особой трудности осваивать программу.
  • творческий уровень – выполняются добровольно, выполнение стимулируется высокой оценкой, освобождением от заданий уровня 1 и 2, сдача выполненных заданий происходит в любое время в течение изучения темы.

       В творческом уровне дается разработать частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам. Составить кроссворды, чайнворды, ребусы, словоловы, загадки, тематические сборники интересных фактов, примеров, задач. Разработать плакаты опорных конспектов; сочинить стихотворные формулировки.

Проверка домашнего задания.

Фактологический диктант. Диктант проводится по фактическому материалу прошлого урока. Вопросы задаются быстро, ответ требует двух-трех слов. На партах листки и ручки, если нужно - карты. Отвечать очень быстро на листках.

Выборочный контроль. Проверяются работы учеников выборочно. Работы после сдачи пересчитываются, перетасовываются, и вытаскивается несколько наугад.

Блиц - контрольная. Контроль проводится в высоком темпе для выявления степени усвоения простых учебных навыков, которыми обязан владеть каждый ученик. Время на ответы дается ограниченное – до 1 минуты на вопрос, вопросы должны быть конкретными, ответы короткими.

Супер - контрольная. Текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. Стоит потрудиться. Выставляется средняя оценка.

 

        Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества.

        Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

      Игра актуальна в настоящее время и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всем мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. Важной задачей школы становиться развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

      Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослыми, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сторону.

      Термин “дидактические игры”, под которым понимались специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры, впервые ввели Ф.Фебель и М. Монтессори".

Остановимся на наиболее важных психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на уроках.

       Во-первых, игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является, то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Ф.И. Фрадкина, исследуя мотивы участия школьников в играх, замечает, что некоторые учащиеся участвуют в играх, чтобы реализовать свои способности и потенциальные возможности, не находящие выхода в других видах учебной деятельности, другие чтобы получить высокую оценку, третьи - чтобы показать себя перед коллективом, четвертые решают свои коммуникативные проблемы и т.п.

       Во-вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

       Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

       В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению.

       В процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить такой объем работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В научно-педагогических исследованиях об игре даже появился термин “эмоциональный ускоритель” обучения.

        Уникальная особенность игры в том, что она позволяет расширить границы собственной жизни ребенка, “вообразить то, что он не видел, может представить себе по чужому рассказу то, чего в его непосредственном опыте не было”.

В игре ребенок может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

       В игре происходит огромная воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих педагогов.

 Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов.

       Так, на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений, использую методический прием «Рекламное бюро». Класс, по желанию учеников, делится на «всемирно известные» рекламные кампании, названия им придумывают сами учащиеся. Предварительно, за несколько уроков, всем компаниям дается одинаковое задание: создать рекламный проспект для равнины, гор, природных явлений Краснодарского края (8кл.), отраслей хозяйства края (9кл.) и представить его на «суд мировой общественности» класса.

       Каждая компания обязана при рекламировании использовать наглядный материал по географическому объекту (рисунки, схемы, фотографии, газеты, журналы и.т.д.). Оценочная рекламная комиссия создается из числа учащихся класса и не носит постоянный характер. Комиссия в своей оценочной деятельности руководствуется следующими критериями, которые предварительно сообщаются всему классу: соответствие рекламного проспекта предложенной теме, оригинальность представления, разнообразие представленного материала, логичность построения проспекта, содержательное раскрытие рекламируемого объекта. Максимально представление длится десять минут.

      Рекламные кампании могут работать по одной теме, но по разным направлениям. Например, компаниям предлагается создать рекламный проспект Черноморского побережья Краснодарского края. Первой группе рекомендуется подготовить экономический проспект, второй группе - создать культурологический проспект Черноморского побережья и.т.д.

      Этот методический прием развивает умение самостоятельно работать, компоновать материал, анализировать его, придавать ему форму и защищать его, а главное - видеть его практическую реализацию.

        На уроке проверки и учета знаний и умений использую геолото. Для организации игры использую эстетически оформленную емкость. В ёмкости находятся открывающиеся бочонки, в которые вложены тематические вопросы. Кроме вопросов в бочонках находится жетон «приз» и жетон «зеро».

       Вопросы для геолото, которые помещаются в бочонках, подготавливаются учителем, учениками. Вопросы могут быть по конкретным темам, учебным блокам, разделам или носить общеобразовательный характер.

        Потом начинается сама игра. Ученики, по просьбе учителя, начинают вынимать бочонки с вопросами. Потом бочонки открываются, из них извлекаются вопросы, на которые через небольшой промежуток ученики должны дать ответы.

       В чем преимущества игр лото перед известным фронтальным опросом? В том, что ученик знает, что ему самому придется решить свою «участь», т.е. вытянуть сложный или простой вопрос. И ребенку уже никогда не покажется, что учитель специально пытается его уличить в незнании предмета, поставить ему отрицательную оценку. Отвечающего оценивают одноклассники, путем высказывания своих оценочных мнений. При оценивании я ориентируюсь на сильных учеников, которые действительно знают предмет. Если вдруг оценка поставлена учащимися необъективно (или дети не знают правильный ответ), учитель разъясняет сущность вопроса, проговаривает правильный ответ и сам выставляет оценку. Если ученику выпадает бочонок «Приз», то он освобождается от ответа, а если бочонок «Зеро», то, значит, учитель получил право задать ученику любой вопрос на свое усмотрение.

         При этой игре, в классе всегда царит атмосфера коллегиальности между учеником и учителем, игра сопровождается высоким положительным эмоциональным фоном.

На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые игры. Например, в 8 – 9 классах предлагаю ученикам такие ситуации:

1. Один из вас будет капитаном, другой - штурманом. Надо выбрать маршрут плавания по побережью Чёрного моря в пределах Краснодарского края, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где вы побывали.

2. Вы едете в поезде от Краснодара до Адлера. Что вы увидите из окна поезда?

3. Представьте, что в начале ноября вы пошли в лес в районе Горячего Ключа и заблудились. У вас куртка, сапоги, коробка спичек, два бутерброда. Что в таких экстремальных условиях вы сможете предпринять?

        Деловая игра развивает у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, говорить, рассказывать. Ситуаций можно придумать много. Главное, чтобы они были современными, практически полученными.

      В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока (имитируется, например, зал заседаний пресс-конференции), чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.

       Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путём использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний. Более того - широко используется дополнительный материал. Уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.

       Географические диктанты, чайнворды, тесты применяются на любых этапах проверки знаний. Учащиеся, хорошо освоившие сущность этих форм работы, с удовольствием составляют самостоятельно кроссворды, диктанты, тесты с помощью карт, учебника, дополнительной литературы, что способствует формированию более высокого уровня образования и развития.

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.156.92.138 (54.156.92.138, 54.156.92.138)