На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Учителю"
 Этапы реализации проекта. План действий
 Рефлексия
 "Почему дети испытывают трудности в обучении"
 Дидактические требования к современному уроку, четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами.
 Портфолио проекта (проектная папка)
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Оценивание эффективности воспитательно-образовательного процесса в МУПК и общеобразовательных школах при освоении новой образовательной отрасли «Технология»

 

 (Методические рекомендации  для учителей обслуживающего труда

и преподавателей МУПК)

 

Учитель и преподаватель не могут быть ответственны за успехи (или неуспехи) в учении каждого учащегося, так как не в силах их обеспечение выполнение всеми стандартных  требований, огромное влияние оказывают различные факторы: физическое, интеллектуальное,  психическое развитие, воспитание, успеваемость по другим предметам, жизненный и практический опыт, одаптированность к системе образования и др. Ответственность за воспитание и образование должен нести сам учащийся (кроме учащихся начальной школы и групп коррекции), обучаясь формированию образовательного запроса и умению поддерживать познавательный интерес.

 

Главной профессиональной задачей учителя и преподавателя является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся.

 

Образовательная среда может быть представлена как полигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале. Эффективность воспитательно-образовательного процесса (ВОП) определяется не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и его помощью делают учащиеся.

Эффективность ВОП оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы (в дальнейшем у каждого учащегося):

информационной обеспеченности (знакомства, представления, знания, тезаурус, понимание);

функциональной грамотности (восприятия установок и объяснений учителя, письменных текстов, умений задавать вопросы, умение обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);

технологической умелости  (способность выполнять трудовые операции стандартизированные программами предыдущих курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, освоенность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, правильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);

интеллектуальной подготовленности (способность вербализовать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, способность сравнивания предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, умение пользоваться учебной литературой и др. для рационального планирования деятельности с другими людьми;

волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнять задания (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам; выбор темпа выполнения задания; успешное продолжение психологических и познавательных барьеров; способность запрашивать и получать помощь и др.).

Именно положительная динамика приведенная выше показателей должна стать  основой оценивания эффективности ВОП и созданности образовательной среды.

 

1.Полигон разнообразной познавательной деятельности учащихся в системе учащийся-учащиеся-учитель (условия):

·           наличие специализированных классов, кабинетов и аудиторий;

·           наличие материальной базы для практической деятельности учащихся;

·           наличие технических средств обучения;

·           наличие банков информационных данных (в том числе учебной литературы, основной и дополнительной).

 

2. Планирование и создание эмоционального климата:

 

·           обеспечение удивления и интереса на таком уровне, чтобы учащийся после учебного дня захотел поделиться познанным с родителями, близкими и друзьями;

·           знакомство с тем, что недоступно вне стен учебного заведения;

·           чувство собственного преодоления трудностей при решении познавательных задач;

·           ощущение значительного расширения кругозора и картины мира;

·           чувство благодарности к учебному заведению и учителю за возможность приобщения к актуальным знаниям;

·           желание совершенствовать свои представления и знания самостоятельно..

 Управление познавательной деятельностью:

 

·           разработка и создание пакетов индивидуализированных     заданий на каждое занятие (желательно на бумажных носителях в необходимом количестве экземпляров);

·           представление типовых тестов для последующего использования их в качестве контрольных испытаний успешности познавательной деятельности;

·           использование минитекстов (ксерокопий), учебной литературы для работы с ними на занятиях с последующим групповым обсуждением;

·           предложения учащимся написать эврестические сочинения по определенной тематике с представлением своих суждений, оценок, взглядов по существу вопросов;

·           стимулирование проектной деятельности учащихся;

·           усиление межпредметных связей с пройденными и будущими школьными предметами;

·           организация дискуссий, деловых и ролевых игр и др.;

·           завершение каждого занятия ответами на возникшие вопросы у учащихся.

 

4. В воспитательно-образовательном процессе не должно быть:

·           бесконечного монолога преподавателя, а быть диалогическим и предлагать высокую познавательную активность детей;

·           манипулирования сознанием и поведением детей, жесткого диктата действий и тем более «правильных» знаний; засилья репродуктивного способа представления знаний и инструкций типа «делай как я»;

·           одержимости, т.е. стремиться добиться одинаковых и высоких результатов от  всех учащихся, так как у учащихся есть право даже не успевать по конкретному предмету;

·           глупости, то есть стремления «передать» как можно больше знаний и информации, подмены до профессионального образования усеченным профессиональным, большого количества определений типа «Автомобилем называется…», «Компьютером называется…», Технологическим процессом называется…» и т.д.

·           скуки, то есть постоянного темпа и способа преподавания, однотипной деятельности, монотонного записывания под диктовку, без эмоционального вещания преподавателя и др.

       Другими словами, должно оцениваться изменение отношений в воспитательно-образовательном процессе на субъект-субъектные, когда учитель не учит, а учится вместе с учащимися создавать новые знания как истинный продукт активной познавательной деятельности.

 

Способность учащихся к самоопределению

 

         Образовательная среда, очевидно, должна быть воспитательной, когда и где педагогические усилия направлены на развитие сущностных сил учащихся, на создание условий для саморазвития, самореализации личности и индивидуальности растущего человека. Воспитание обращено, в первую, к созданию культуры чувств, осознанию ценности собственной жизни.

         Предметная область «Технология», более многих других, имеет отношение к воспитанию, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей. Более того, именно она включает основы трудологии, организации, экономики и экологии эффективного производства, основы инженерной психологии, дизайна, что дает возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений.

         Успешность воспитательной среды зависит от развитости педагогического мышления учителей, преодолевших формализм воспитательной работы в тоталитарной школе, в том числе включение «воспитательных моментов» в урочные планы, составление отвлеченных планов «воспитательной работы».

         Таким образом, ядром воспитательной работы, выполняемой совместно с учащимися и учителями, является развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора.

         Известно, что профессиональные планы появляются в раннем детстве, когда ребенок охотно отвечает на вопрос, кем он хочет быть. Обычно ответы формируются под влиянием семьи и близких, поверхностных знакомств с некоторыми профессиями (милиционер, пожарный, врач, учитель, водитель и др.) и доступных СМИ. Понятно, что это скорее игра чем осознанное восприятие информации и размышление.

         В современном индустриальном и постиндустриальном мире реальностью стала многократная смена за трудовую жизнь профессий и специальностей, видов деятельности. Более того, человек, конечно, не равен своей профессии – он намного крупнее, интереснее, богаче чем то, что характеризуется лишь его профессиональной деятельностью, работой, даже его трудом.

             Следовательно, важнейшей задачей и продуктом общего среднего образования необходимо признать, как минимум, способность жизненного и профессионального самоопределения, и, как максимум, наличие в той или иной мере определенных жизненных  и профессиональных планов у выпускников школы.

         Выбор профессии в школьные годы предполагает осознанный выбор маршрутов и профессиональных планов, а также опыта профессионализации. При этом необходимо иметь сведения к личным данным совершающего выбор.

         Информационное обеспечение самоопределения берут на себя семья, литература, искусство, СМИ, «улица». К сожалению, приходится признать, что учебные заведения (средние и высшие) пока не справляются с этой задачей.

         Личность учителя и преподавателя, профессора университета бесспорно может быть сильным информационным источником. Однако здесь следует опасаться «социально-психологического импритинга, то есть суггетивного следования, что лишает  самостоятельности в проектировании жизненных планов.

         Информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется, в первую очередь, школьными предметами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности.

         Часть учащихся стремится восполнить недостаток информационного самоопределения дополнительным образованием, а в старших классах поисками оплачиваемой работы.

         Так называемые уроки труда в школе еще в большей мере суживали не только поле проб, но и представление школьников о многообразии и трудовой деятельности. Очевидно, что предметная отрасль «Технология» может и должна увеличить поле проб, особенно в условиях МУПК, в которых учащиеся имеют возможность пройти несколько профессиональных проб, выполнить несколько практических заданий и проектов.

 

Информационное обеспечение должно включать:

 

·           знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций;

·           опыт выполнения простых и сложных операций, требующих и не требующих интеллектуального напряжения, рутинных и творческих;

·           представление о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях  создания материальных и нематериальных ценностей;

·           классификации профессий;

·           различия условий работы;

·           особенности и виды заработной платы работников разной квалификации;

·           знакомство с системой профессионального образования, правилами приема, условиями и содержанием образования;

·           представление структуры рынка труда;

·           знакомство с системой службы занятости и трудоустройства, условиями найма на работу, спецификой рекламы;

·           представление службы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, содержание банка психологического тестирования;

·           справочную литературу по профориентации, психологии труда;

·           проспекты учебных заведений и фирм.                           

                          

Оценивание способности профессионального самоопределения

 

                   Очевидно, что количественная оценка (если таковая может существовать) оказывается противоречивой. Значительно более достоверной является качественная оценка, основой которой является  субъективная оценка преподавателя, конструируемая в результате психолого-педагогического наблюдения за деятельностью учащегося при выполнении им различных, в том числе творческих заданий.

 Способность учащихся к профессиональному самоопределению, возможность проектирования учащимися жизненных и профессиональных планов, возможно только при успешном умении справиться со следующими стандартными задачами:

 

·           подробный рассказ по картинке с сюжетом о трудовой деятельности людей разной квалификации (характер и условия работы, психологические особенности, уровень образования и др.);

·           формирование массивов вопросов о видах трудовой деятельности, профессиях и путях их получения;

·           формирование информационных запросов при проектировании профессиональных планов, о выбранных профессиях и учебном заведении;

·           ознакомление с библиотекой психологических тестов и диагностик, личный опыт их использования;

·           имитирования поиска работы, приема на работу, увольнения.

 

Способность к профессиональному самоопределению также характеризуют:

·           устойчивый интерес к проблеме проектирования личного профессионального плана, стремление увеличить его информационное обеспечение;

·           посещение дней открытых дверей, выставок «Образование и карьера»;

·           знакомство со специальной литературой по профориентации, трудоустройству, трудовому праву, социологии труда;

·           получение дополнительных консультаций преподавателей, профориентаторов, психологов;

·           значимые достижения при выполнении проектов и других творческих заданий, демонстрирующие сформированные области интереса к определенным видам деятельности.

 

            Проблематичность известной триады ХОЧУ-МОГУ-НАДО учащиеся не воспринимают. Им кажется, что достаточно захотеть стать таким-то специалистом чтобы смочь приобрести желаемую профессию.

          Учащиеся 9-х классов проектирование планов связывают с надеждами продолжить образование в 10-м классе средней школы. Лишь единицы из них рассматривают вариант возможного оставления школы, но они не ищут психолого-педагогической поддержки при поиске оптимального решения в такой ситуации.

         Отсюда можно сделать вывод  о необходимости  насыщения информационного поля и организации игровых ситуаций, имитирующих построение жизненных и профессиональных планов (выбор учебного заведения, поиск работы, прохождение тестирований и др.).

         В наиболее сложном положении оказываются учащиеся 11-х классов, большинство из которых  проектирование профессиональных планов ограничивают выбором высшего учебного заведения, факультета и специальности. При этом они самым важным считают поступление, тратя на  это максимум психической и интеллектуальной энергии, свободного времени.

         Обычно они имеют весьма поверхностные представления не только о возможной будущей профессиональной деятельности, психологических особенностях профессии, но и о характере учебной деятельности, содержании образования.

         Среда профессионального самоопределения выпускных классов должна включать информационную поддержку, проведение тестирований и обсуждения сценариев реального выбора при изменяющихся условиях.. 

   Отсюда можно сделать вывод – жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых творческих проектов (проб), однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий.

   Творческое проектирование является частью трудовой деятельности в различных областях. Достаточно назвать проекты технические, социальные, экономические, военные, педагогические, художественные и в качестве примеров напомнить: скоростная железная дорога, электромобиль, пенсионное обеспечение, система сбора налогов с физических и юридических лиц, питание детей в школе, приватизация, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые объединения школьников, школьные здания,, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм.   

   Таким образом, есть все основания считать проектирование и творчество в нем актами предпринимательства, без которого самая идея проекта появиться не может.                                                Антиподом подлинному творчеству следует признать репродуктивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного авиаконструктора О.К.Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел. Проектирование, как и творчество, следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие, от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым  потребностям улучшения технико-экономических и социальных показателей производства материальных и нематериальных ценностей, по большому счету, потребностям людей, живущих в нетрадиционном обществе, то есть имеющим потенциал и реальные условия для своего позитивного развития, прогресса.

            Эффективность воспитательно-образовательного процесса следует оценивать по степени делегирования полномочий управления образовательным процессом от учителя к учащимся, учащемуся. Другими словами, должно оцениваться изменение отношений в образовательной среде на субъект-субъективные, когда учитель не учит, а учится вместе с учащимися создавать новые знания как истинный результат продуктивной познавательной творческой деятельности.

           

Условия измерения показателей

           

            Измерения показателей, в принципе, производятся во всех случаях учебного взаимодействия с учащимися путем субъективного оценивания преподавателем:

 

наблюдений за учащимися на каждом занятии или за определенный     период времени в воспитательно-образовательном процессе;

·           результатов выполнения стандартных учебных заданий;

·           результатов выполнения специальных и нестандартных учебных заданий;

·           вопросов, задаваемых учащимися при выполнении им практических работ;

результатов ответов, высказываний, выступлений, реплик учащегося,  а также задаваемых  им вопросов, участия в коллективной дискуссии;

·           конструктивности общения во внеклассное время;

·           результатов опросов, контрольных работ, тестов и т.п.;

·           результатов выполнения и защит проектов.

         Таким образом,  преподаватель располагает достаточно большим объемом  информации, позволяющим ему конструировать интегративную оценку как по каждому измерителю, так и по показателю в целом.

 

         Интегративное содержание технологического мышления предполагает свободное оперирование учащихся знаниями во всех модулях, наполняющих предметную область «Технология». Отсюда следует, что  вопросы и задания проверочных работ также должны быть интегрированными, предполагающими активный перенос знаний и образов действий в неопределенные однозначно ситуационные условия.

         Ориентировочные вопросы и задания при итоговом тестировании.

·           Как организовать рабочее место, чтобы обеспечить безопасность работы, уменьшение затрат времени на вспомогательные операции, комфорт?

·           Какие параметры компьютера (швейной машины, телевизора, автомобиля, велосипеда) Вы приняли бы во внимание, если бы собрались его приобрести? Почему?

·           Если бы у Вас был свободный доступ в Internet, что бы Вы хотели узнать о своей будущей профессии?

·           Вам нужно пришить пуговицу. Какие основные и вспомогательные операции Вы собираетесь выполнять, какие инструменты и приспособления использовать?

·           Программное управление освобождает человека от участия в выполнении технологической операции. Приведите примеры программного управления телефоном (компьютером, стиральной машиной, печью СВЧ, швейной машиной). Объясните принцип действия.

·           Сломалась деталь машины. Как определить, из какого  материала она сделана?

·           Какие технологические операции можно произвести с текстом в текстовом редакторе WORD? Измените, по своему усмотрению, данный Вам текст?

                Развитие проектного метода преподавания технологии предполагает, что контрольные вопросы  и задания должны носить эврестический характер, характер мини-проектов. При этом особое внимание уделяется актуализации межпредметных связей  (структурно-логических) связей.

         Ответы на вопросы такого типа оцениваются по следующим критериям:

1.Уровень понимания, усвоения задания, вопросов

2.Уровень качества выполнения

3.Уровень понимания существа дела, аргументированность принимаемых решений и ответов на вопросы.

4.Уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость мотивации и познавательных интересов.

         Оценивание по каждому критерию производится от 1 до 100 баллов, вычисляется среднее значение, которое имеет аналог в традиционной системе оценок:

     70…100 отлично; 51…69 хорошо: 35…50 удовлетворительно; менее 35 неудовлетворительно.

         Принципиально важно           ,  что использование этого инструментария расширяет поле педагогического эксперимента в части оценивания позитивных изменений качеств растущей личности в образовательной среде освоения предметной отрасли «Технология».   

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.196.72.162 (54.196.72.162, 54.196.72.162)