На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Учителю"
 Проектная деятельность. Источники информации. Приёмы исследования
 Метод проектов. Основные методологические понятия
 Рекомендации нейропсихологов Для руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, родителей.
 Методическая работа
 Правила для учителя, решившего работать с помощью метода проектов
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Оценивание эффективности воспитательно-образовательного процесса в МУПК и общеобразовательных школах при освоении новой образовательной отрасли «Технология»

 

 (Методические рекомендации  для учителей обслуживающего труда

и преподавателей МУПК)

 

Учитель и преподаватель не могут быть ответственны за успехи (или неуспехи) в учении каждого учащегося, так как не в силах их обеспечение выполнение всеми стандартных  требований, огромное влияние оказывают различные факторы: физическое, интеллектуальное,  психическое развитие, воспитание, успеваемость по другим предметам, жизненный и практический опыт, одаптированность к системе образования и др. Ответственность за воспитание и образование должен нести сам учащийся (кроме учащихся начальной школы и групп коррекции), обучаясь формированию образовательного запроса и умению поддерживать познавательный интерес.

 

Главной профессиональной задачей учителя и преподавателя является создание эффективной образовательной многомерной среды, учитывающей индивидуальные различия, склонности и запросы учащихся.

 

Образовательная среда может быть представлена как полигон разнообразной познавательной деятельности в системе учащийся-учащиеся-учитель на конкретном учебном материале. Эффективность воспитательно-образовательного процесса (ВОП) определяется не тем, что делает учитель, а тем, что под его руководством и его помощью делают учащиеся.

Эффективность ВОП оценивается динамикой роста показателей, которые фиксируются у учебной группы (в дальнейшем у каждого учащегося):

информационной обеспеченности (знакомства, представления, знания, тезаурус, понимание);

функциональной грамотности (восприятия установок и объяснений учителя, письменных текстов, умений задавать вопросы, умение обращаться с техническими объектами, приемы безопасной работы и др.);

технологической умелости  (способность выполнять трудовые операции стандартизированные программами предыдущих курсов, манипулирование объектами и средствами труда, способность достижения заданного уровня качества, освоенность ручных и машинных операций, понимание свойств материалов, правильное применение инструментов, обеспечение личной безопасности, рациональная организация рабочего места и др.);

интеллектуальной подготовленности (способность вербализовать трудовые операции, понимание постановки учебных (теоретических и практических) задач, достаточность объема памяти, способность сравнивания предметов по размеру, форме, цвету, материалу и назначению, умение пользоваться учебной литературой и др. для рационального планирования деятельности с другими людьми;

волевой подготовленности (стремление выполнять поставленные учебные задачи, внимательное отношение к речи учителя и к педагогической ситуации, поддержание культуры труда, дружелюбное взаимодействие с другими учащимися, желание выполнять задания (работу) на высоком уровне качества, толерантное отношение к замечаниям, пожеланиям и советам; выбор темпа выполнения задания; успешное продолжение психологических и познавательных барьеров; способность запрашивать и получать помощь и др.).

Именно положительная динамика приведенная выше показателей должна стать  основой оценивания эффективности ВОП и созданности образовательной среды.

 

1.Полигон разнообразной познавательной деятельности учащихся в системе учащийся-учащиеся-учитель (условия):

·           наличие специализированных классов, кабинетов и аудиторий;

·           наличие материальной базы для практической деятельности учащихся;

·           наличие технических средств обучения;

·           наличие банков информационных данных (в том числе учебной литературы, основной и дополнительной).

 

2. Планирование и создание эмоционального климата:

 

·           обеспечение удивления и интереса на таком уровне, чтобы учащийся после учебного дня захотел поделиться познанным с родителями, близкими и друзьями;

·           знакомство с тем, что недоступно вне стен учебного заведения;

·           чувство собственного преодоления трудностей при решении познавательных задач;

·           ощущение значительного расширения кругозора и картины мира;

·           чувство благодарности к учебному заведению и учителю за возможность приобщения к актуальным знаниям;

·           желание совершенствовать свои представления и знания самостоятельно..

 Управление познавательной деятельностью:

 

·           разработка и создание пакетов индивидуализированных     заданий на каждое занятие (желательно на бумажных носителях в необходимом количестве экземпляров);

·           представление типовых тестов для последующего использования их в качестве контрольных испытаний успешности познавательной деятельности;

·           использование минитекстов (ксерокопий), учебной литературы для работы с ними на занятиях с последующим групповым обсуждением;

·           предложения учащимся написать эврестические сочинения по определенной тематике с представлением своих суждений, оценок, взглядов по существу вопросов;

·           стимулирование проектной деятельности учащихся;

·           усиление межпредметных связей с пройденными и будущими школьными предметами;

·           организация дискуссий, деловых и ролевых игр и др.;

·           завершение каждого занятия ответами на возникшие вопросы у учащихся.

 

4. В воспитательно-образовательном процессе не должно быть:

·           бесконечного монолога преподавателя, а быть диалогическим и предлагать высокую познавательную активность детей;

·           манипулирования сознанием и поведением детей, жесткого диктата действий и тем более «правильных» знаний; засилья репродуктивного способа представления знаний и инструкций типа «делай как я»;

·           одержимости, т.е. стремиться добиться одинаковых и высоких результатов от  всех учащихся, так как у учащихся есть право даже не успевать по конкретному предмету;

·           глупости, то есть стремления «передать» как можно больше знаний и информации, подмены до профессионального образования усеченным профессиональным, большого количества определений типа «Автомобилем называется…», «Компьютером называется…», Технологическим процессом называется…» и т.д.

·           скуки, то есть постоянного темпа и способа преподавания, однотипной деятельности, монотонного записывания под диктовку, без эмоционального вещания преподавателя и др.

       Другими словами, должно оцениваться изменение отношений в воспитательно-образовательном процессе на субъект-субъектные, когда учитель не учит, а учится вместе с учащимися создавать новые знания как истинный продукт активной познавательной деятельности.

 

Способность учащихся к самоопределению

 

         Образовательная среда, очевидно, должна быть воспитательной, когда и где педагогические усилия направлены на развитие сущностных сил учащихся, на создание условий для саморазвития, самореализации личности и индивидуальности растущего человека. Воспитание обращено, в первую, к созданию культуры чувств, осознанию ценности собственной жизни.

         Предметная область «Технология», более многих других, имеет отношение к воспитанию, так как ее предметом является деятельность людей в производстве материальных и нематериальных ценностей. Более того, именно она включает основы трудологии, организации, экономики и экологии эффективного производства, основы инженерной психологии, дизайна, что дает возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений.

         Успешность воспитательной среды зависит от развитости педагогического мышления учителей, преодолевших формализм воспитательной работы в тоталитарной школе, в том числе включение «воспитательных моментов» в урочные планы, составление отвлеченных планов «воспитательной работы».

         Таким образом, ядром воспитательной работы, выполняемой совместно с учащимися и учителями, является развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению в изменяющихся условиях выбора.

         Известно, что профессиональные планы появляются в раннем детстве, когда ребенок охотно отвечает на вопрос, кем он хочет быть. Обычно ответы формируются под влиянием семьи и близких, поверхностных знакомств с некоторыми профессиями (милиционер, пожарный, врач, учитель, водитель и др.) и доступных СМИ. Понятно, что это скорее игра чем осознанное восприятие информации и размышление.

         В современном индустриальном и постиндустриальном мире реальностью стала многократная смена за трудовую жизнь профессий и специальностей, видов деятельности. Более того, человек, конечно, не равен своей профессии – он намного крупнее, интереснее, богаче чем то, что характеризуется лишь его профессиональной деятельностью, работой, даже его трудом.

             Следовательно, важнейшей задачей и продуктом общего среднего образования необходимо признать, как минимум, способность жизненного и профессионального самоопределения, и, как максимум, наличие в той или иной мере определенных жизненных  и профессиональных планов у выпускников школы.

         Выбор профессии в школьные годы предполагает осознанный выбор маршрутов и профессиональных планов, а также опыта профессионализации. При этом необходимо иметь сведения к личным данным совершающего выбор.

         Информационное обеспечение самоопределения берут на себя семья, литература, искусство, СМИ, «улица». К сожалению, приходится признать, что учебные заведения (средние и высшие) пока не справляются с этой задачей.

         Личность учителя и преподавателя, профессора университета бесспорно может быть сильным информационным источником. Однако здесь следует опасаться «социально-психологического импритинга, то есть суггетивного следования, что лишает  самостоятельности в проектировании жизненных планов.

         Информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется, в первую очередь, школьными предметами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься тем или иным видом деятельности.

         Часть учащихся стремится восполнить недостаток информационного самоопределения дополнительным образованием, а в старших классах поисками оплачиваемой работы.

         Так называемые уроки труда в школе еще в большей мере суживали не только поле проб, но и представление школьников о многообразии и трудовой деятельности. Очевидно, что предметная отрасль «Технология» может и должна увеличить поле проб, особенно в условиях МУПК, в которых учащиеся имеют возможность пройти несколько профессиональных проб, выполнить несколько практических заданий и проектов.

 

Информационное обеспечение должно включать:

 

·           знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций;

·           опыт выполнения простых и сложных операций, требующих и не требующих интеллектуального напряжения, рутинных и творческих;

·           представление о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях  создания материальных и нематериальных ценностей;

·           классификации профессий;

·           различия условий работы;

·           особенности и виды заработной платы работников разной квалификации;

·           знакомство с системой профессионального образования, правилами приема, условиями и содержанием образования;

·           представление структуры рынка труда;

·           знакомство с системой службы занятости и трудоустройства, условиями найма на работу, спецификой рекламы;

·           представление службы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, содержание банка психологического тестирования;

·           справочную литературу по профориентации, психологии труда;

·           проспекты учебных заведений и фирм.                           

                          

Оценивание способности профессионального самоопределения

 

                   Очевидно, что количественная оценка (если таковая может существовать) оказывается противоречивой. Значительно более достоверной является качественная оценка, основой которой является  субъективная оценка преподавателя, конструируемая в результате психолого-педагогического наблюдения за деятельностью учащегося при выполнении им различных, в том числе творческих заданий.

 Способность учащихся к профессиональному самоопределению, возможность проектирования учащимися жизненных и профессиональных планов, возможно только при успешном умении справиться со следующими стандартными задачами:

 

·           подробный рассказ по картинке с сюжетом о трудовой деятельности людей разной квалификации (характер и условия работы, психологические особенности, уровень образования и др.);

·           формирование массивов вопросов о видах трудовой деятельности, профессиях и путях их получения;

·           формирование информационных запросов при проектировании профессиональных планов, о выбранных профессиях и учебном заведении;

·           ознакомление с библиотекой психологических тестов и диагностик, личный опыт их использования;

·           имитирования поиска работы, приема на работу, увольнения.

 

Способность к профессиональному самоопределению также характеризуют:

·           устойчивый интерес к проблеме проектирования личного профессионального плана, стремление увеличить его информационное обеспечение;

·           посещение дней открытых дверей, выставок «Образование и карьера»;

·           знакомство со специальной литературой по профориентации, трудоустройству, трудовому праву, социологии труда;

·           получение дополнительных консультаций преподавателей, профориентаторов, психологов;

·           значимые достижения при выполнении проектов и других творческих заданий, демонстрирующие сформированные области интереса к определенным видам деятельности.

 

            Проблематичность известной триады ХОЧУ-МОГУ-НАДО учащиеся не воспринимают. Им кажется, что достаточно захотеть стать таким-то специалистом чтобы смочь приобрести желаемую профессию.

          Учащиеся 9-х классов проектирование планов связывают с надеждами продолжить образование в 10-м классе средней школы. Лишь единицы из них рассматривают вариант возможного оставления школы, но они не ищут психолого-педагогической поддержки при поиске оптимального решения в такой ситуации.

         Отсюда можно сделать вывод  о необходимости  насыщения информационного поля и организации игровых ситуаций, имитирующих построение жизненных и профессиональных планов (выбор учебного заведения, поиск работы, прохождение тестирований и др.).

         В наиболее сложном положении оказываются учащиеся 11-х классов, большинство из которых  проектирование профессиональных планов ограничивают выбором высшего учебного заведения, факультета и специальности. При этом они самым важным считают поступление, тратя на  это максимум психической и интеллектуальной энергии, свободного времени.

         Обычно они имеют весьма поверхностные представления не только о возможной будущей профессиональной деятельности, психологических особенностях профессии, но и о характере учебной деятельности, содержании образования.

         Среда профессионального самоопределения выпускных классов должна включать информационную поддержку, проведение тестирований и обсуждения сценариев реального выбора при изменяющихся условиях.. 

   Отсюда можно сделать вывод – жизнедеятельность (включая профессиональную) человека представляет собой череду исполняемых творческих проектов (проб), однако разных масштабов, ответственности, стоимости, последствий.

   Творческое проектирование является частью трудовой деятельности в различных областях. Достаточно назвать проекты технические, социальные, экономические, военные, педагогические, художественные и в качестве примеров напомнить: скоростная железная дорога, электромобиль, пенсионное обеспечение, система сбора налогов с физических и юридических лиц, питание детей в школе, приватизация, новые учебники, учебные видеофильмы, трудовые объединения школьников, школьные здания,, оперный спектакль, скульптурный памятник, кинофильм.   

   Таким образом, есть все основания считать проектирование и творчество в нем актами предпринимательства, без которого самая идея проекта появиться не может.                                                Антиподом подлинному творчеству следует признать репродуктивное использование известных решений, повторение пройденного и известного. Здесь уместно вспомнить слова замечательного авиаконструктора О.К.Антонова, сказавшего однажды, что взлетевший самолет уже устарел. Проектирование, как и творчество, следует искать там, где есть восхождение, диалектическое развитие, от старого к новому, от известного к неизвестному, от неудовлетворяющего к удовлетворяющему новым  потребностям улучшения технико-экономических и социальных показателей производства материальных и нематериальных ценностей, по большому счету, потребностям людей, живущих в нетрадиционном обществе, то есть имеющим потенциал и реальные условия для своего позитивного развития, прогресса.

            Эффективность воспитательно-образовательного процесса следует оценивать по степени делегирования полномочий управления образовательным процессом от учителя к учащимся, учащемуся. Другими словами, должно оцениваться изменение отношений в образовательной среде на субъект-субъективные, когда учитель не учит, а учится вместе с учащимися создавать новые знания как истинный результат продуктивной познавательной творческой деятельности.

           

Условия измерения показателей

           

            Измерения показателей, в принципе, производятся во всех случаях учебного взаимодействия с учащимися путем субъективного оценивания преподавателем:

 

наблюдений за учащимися на каждом занятии или за определенный     период времени в воспитательно-образовательном процессе;

·           результатов выполнения стандартных учебных заданий;

·           результатов выполнения специальных и нестандартных учебных заданий;

·           вопросов, задаваемых учащимися при выполнении им практических работ;

результатов ответов, высказываний, выступлений, реплик учащегося,  а также задаваемых  им вопросов, участия в коллективной дискуссии;

·           конструктивности общения во внеклассное время;

·           результатов опросов, контрольных работ, тестов и т.п.;

·           результатов выполнения и защит проектов.

         Таким образом,  преподаватель располагает достаточно большим объемом  информации, позволяющим ему конструировать интегративную оценку как по каждому измерителю, так и по показателю в целом.

 

         Интегративное содержание технологического мышления предполагает свободное оперирование учащихся знаниями во всех модулях, наполняющих предметную область «Технология». Отсюда следует, что  вопросы и задания проверочных работ также должны быть интегрированными, предполагающими активный перенос знаний и образов действий в неопределенные однозначно ситуационные условия.

         Ориентировочные вопросы и задания при итоговом тестировании.

·           Как организовать рабочее место, чтобы обеспечить безопасность работы, уменьшение затрат времени на вспомогательные операции, комфорт?

·           Какие параметры компьютера (швейной машины, телевизора, автомобиля, велосипеда) Вы приняли бы во внимание, если бы собрались его приобрести? Почему?

·           Если бы у Вас был свободный доступ в Internet, что бы Вы хотели узнать о своей будущей профессии?

·           Вам нужно пришить пуговицу. Какие основные и вспомогательные операции Вы собираетесь выполнять, какие инструменты и приспособления использовать?

·           Программное управление освобождает человека от участия в выполнении технологической операции. Приведите примеры программного управления телефоном (компьютером, стиральной машиной, печью СВЧ, швейной машиной). Объясните принцип действия.

·           Сломалась деталь машины. Как определить, из какого  материала она сделана?

·           Какие технологические операции можно произвести с текстом в текстовом редакторе WORD? Измените, по своему усмотрению, данный Вам текст?

                Развитие проектного метода преподавания технологии предполагает, что контрольные вопросы  и задания должны носить эврестический характер, характер мини-проектов. При этом особое внимание уделяется актуализации межпредметных связей  (структурно-логических) связей.

         Ответы на вопросы такого типа оцениваются по следующим критериям:

1.Уровень понимания, усвоения задания, вопросов

2.Уровень качества выполнения

3.Уровень понимания существа дела, аргументированность принимаемых решений и ответов на вопросы.

4.Уровень творчества, потенциал, индивидуальность, устойчивость мотивации и познавательных интересов.

         Оценивание по каждому критерию производится от 1 до 100 баллов, вычисляется среднее значение, которое имеет аналог в традиционной системе оценок:

     70…100 отлично; 51…69 хорошо: 35…50 удовлетворительно; менее 35 неудовлетворительно.

         Принципиально важно           ,  что использование этого инструментария расширяет поле педагогического эксперимента в части оценивания позитивных изменений качеств растущей личности в образовательной среде освоения предметной отрасли «Технология».   

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.227.104.40 (54.227.104.40, 54.227.104.40)