На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Учителю"
 Проектная деятельность. Источники информации. Приёмы исследования
 Рекомендации нейропсихологов Для руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров, учителей, родителей.
 Портфолио проекта (проектная папка)
 Современные технологии в образовании
 Рекомендации молодому учителю
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Кугут И. А., Меркушева Н. Ю.

Источники информации. Приёмы исследования

1.  Источники информации.

Информация- это творчество, а не ремесло, когда по

старой форме штампуют несколько изделий…

А. Рубинов.

В прошлом учебном модуле мы с Вами рассмотрели этапы работы над проектом. На этапе планирования немало важным фактором является определение источников информации.

Термин «информация» в середине ХХ века ввел К. Шеннон применительно к теории передачи кодов, получившей название «Теория информации». В настоящее время наполнение этого термина получило более глубокий природно-философский смысл. Такая трансформация – в восприятии человеком – понятия «информация» явилась следствием необходимости переосмысления технологий трансляции и ретрансляции, восприятия и преобразования того, что имеет общее название – информация.

Очевидно, информация как ресурс может быть либо материальной, либо нематериальной. Соответственно, взаимодействие как таковое может иметь три вида:

– материальный;

– нематериальный;

– материальный - нематериальный, когда одна часть одномоментного взаимодействия является материальной, а другая – нематериальной.

Из этого определения следует два наиболее общих свойства информации:

– информация не может существовать вне взаимодействия объектов;

– информация в рамках замкнутой среды-системы не теряется ни одним из объектов информационного взаимодействия

Обучение – это процесс, который строится на информационной основе. Учитель и ученик в учебном процессе связаны информацией, которая «представляет собой сведения или сообщения, передаваемые ими друг другу в той или иной материальной форме представления». Информация должна отвечать ряду требований: релевантность, адекватность, объективность, полнота, доступность, своевременность и непрерывность. 

Известно, что дидактически обработанная форма научного знания, облегчающая его передачу и усвоение, представляет собой учебную информацию. Эмпирическими разновидностями учебной информации могут быть устное изложение и письменные тексты лекций, учебники, учебные пособия, учебные задания и задачи и т.д.

Схема движения и преобразования информации выглядит следующим образом:

 

Я1 – «язык мышления» учителя;

Я2 – язык его сообщения;

Я3 – «язык мышления» ученика;

Я4 – обычный язык учащихся.

Рассмотрим другие определения понятия «информация»

Современный экономический словарь

ИНФОРМАЦИЯ (от лат. informatio — осведомлять) — 1) любое сообщение о чем-либо; 2) ведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи и используемые в процессе анализа и выработки экономических решений в управлении; 3) один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах, получение которого требует затрат времени и других видов ресурсов, в связи с чем эти затраты следует включать в издержки производства и обращения; 4) одна из трех фундаментальных субстанций (вещество, энергия, информация), составляющих сущность мироздания и охватывающих любой продукт мыслительной деятельности, прежде всего — знания, образы.

Новейший философский словарь и энциклопедия социологии

ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio — разъяснение, изложение, осведомленность) — одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.; обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов: источника информации, потребителя информации и передающей среды;  не может быть передана, принята или хранима в чистом виде - носителем ее является сообщение.

 

Российский гуманитарный энциклопедический словарь

ИНФОРМА́ЦИЯ (от лат. informatio — осведомление) — 1) Сообщение о некотором положении дел, передаваемое людьми

2) Величина уменьшаемой неопределенности в результате получения сообщения.

3) Управленческие сигналы в единстве их синтаксических, семантических и прагматических характеристик.

4) Мера разнообразия в объектах и процессах и т. д.

 

                Источник информации - объект, идентифицирующий происхождение информации.

Источник информации - в теории перевода - создатель или автор текста оригинала.

Вся информационная среда делится на три типа источников информации: документ, человек и предметно-вещевая среда.

 Понятие «документа» употребляется сегодня в двух смыслах. Причём один из них более объёмен: документ – это «материальный носитель записи с зафиксированной на нём информацией для передачи её во времени и пространстве», а другой – более узок:  «документ – это юридически закреплённая бумага, утверждающая за её владельцем право на что-либо, подтверждающая какой-либо факт».

 Человек является ключевым звеном в системе информационных источников. Может дать большую и интересную информацию из области своих знаний и своего опыта

 Под предметно-вещевой средой понимается обстановка, которая нас окружает. Предметы и вещи могут рассказать о событиях иной раз не меньше, чем человек.

Пути поиска информации:

·     изучение библиотечного каталога.

·     с помощью поисковых систем в Интернете.

·     в справочном  аппарате лингвистических энциклопедий. В них после статьи на определенные темы дается список литературы.

·     коммуникативный - возможность получить необходимую консультацию от любого компетентного человека: библиографа, у преподавателя ВУЗа, наконец, можно попросить об этом студентов. Научный руководитель может попросить совета у научных консультантов, на которой предполагается представлять проектные работы учеников.

 

1.1.                   Работа с научной литературой.

Как надо искать необходимую литературу источника? В первую очередь в библиотечных каталогах и в последних номерах журналов за каждый год. Хорошим подспорьем могут быть списки литературы, которые приводятся в монографии и списки цитированной литературы в кандидатских и докторских. Списки цитированной литературы располагаются в конце научного отчета, статьи в алфавитном порядке.

Посоветуйте своим учащимся знакомиться с книгой в таком порядке:

1. Внимательно изучить титульную страницу, где указаны основные данные на книгу: название, автор, место и год издания, наименование издательства;

2.      Познакомиться с оглавлением этой книги, стараясь понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности излагается материал; обратить внимание на наличие в книге чертежей, схем, рисунков дополняющий и поясняющий текст.

3.      Прочитать аннотацию, предисловие, введение, послесловие, выводы, что может лучше представить содержание, понять назначение и цель книги.

4.      Ознакомиться непосредственно с основным текстом книги, для чего нужно прочитать несколько страниц, абзацы, отрывки из наиболее ценных и интересных разделов. Это даст представление о стиле и языке автора, особенностях изложения  материала,    степени  трудностях  или  доступности книги.

 

А также при работе с книгой обратите их внимание на:

План текста - это совокупность названий основных мыслей выраженных в тексте. Пункты плана могут иметь вид заголовков или вопросов-тем, в которых читатель детализирует заглавие текста, данное автором. Как научиться составлять план. Для составления плана необходимо уметь выделить в тексте главные мысли, устанавливать соотношение между ними и на этой основе уметь делить текст и подбирать заголовки к ним.

Тезисы - это основные положения (мысли) текста, которые доказываются, объясняются, поясняются в тексте (или короче основных субъектов). Тезисы обычно содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому для осмысления и запоминания текста составление тезисов помогает больше чем составление плана. Надо заметить, что составление тезисов позволяет обычно более детально расчленить текст, чем запись плана. Процесс изучения учебной, научной и другой литературы требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспектирования.

Конспект - это эффективный вид записи не только учебной, но и научной литературы.

Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, текстуальные и тематические.

1. Плановый конспект - конспект книги по ее содержанию: разделам, главам и параграфам. Такой конспект полностью отражает структуру книги.

2. Свободный конспект - конспект, сочетающий цитаты с собственным пересказом содержания отдельных разделов.

3. Текстуальный конспект - конспект в виде собрания цитат, которые передают основное содержание книги через авторские высказывания наиболее важных идей.

4. Тематический конспект - конспект, в котором цитаты из разных источников или пересказ авторских мыслей группируются по рубрикам, раскрывающим содержание темы.

 

Конспект должен быть:

A.  Содержательным и полным.

Б.   По возможности краток.

B. Правильно оформлен.

Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть использованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки.

 

1.2.                  Интернет ресурсы.

Вспомним основные поисковые системы Интернет:

1. http://www.yandex.ru/

2.  http://www.google.com/

3.  http://search.msn.com/

4.  http://list.mail.ru/index.html

5.  http://ru.search.yahoo.com/

6.  http://www.rambler.ru/

7.  http://www.aport.ru/

 Сайты Интернет – являются не чем иным, как источниками информации. Например,

http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница -  "Википедия" - универсальная энциклопедия

БИБЛИОТЕКИ

Государственная научная педагогическая библиотека им. Ушинского http://www.gnpbu.ru 

Библиотека Максима Мошкова. http://www.lib.ru  

Публичная интернет-библиотека. http://www.public.ru/main.asp

Электронная библиотека Е.Пескина.http://www.online.ru/sp/eel/russian

Электронная Компьютерная Библиотека.http://listdoc.ussr.to

Сетевая Библиотека on-line. http://vg.pp.ru/book

Научная фантастика Василия Головачева. http://www.golovachev.ru

Литературный портал "Архивариус". http://books.yis.da.ru

Информационный портал "Кирилл и Мефодий".http://www.km.ru

Всероссийская научно-практическая конференцияhttp://www.rsl.ru/science/lib_xx1v.htm

 

1.3.  Библиографический список.

При оформлении проектной работы необходимо обратить внимание учащихся, если есть необходимость, то и научить правильно составлять библиографический список используемой литературы. Источниками для формирования библиографического списка могут быть:

·      список обязательной и рекомендованной литературы по учебной дисциплине;

·      библиографические списки в учебниках и монографиях по данной теме;

·      предметные каталоги библиотек, Интернет;

·      рекомендации преподавателя.

 

И в библиографиях, и в списках литературы работы принято:

·     размещать по алфавиту,

·     указывать  год издания,

·     указать место издания и издательство, в котором вышла книга,

·     указать количество страниц в ней.

Если используется материал сайта, то указывается его электронный адрес

Например:

1.   Фолкэн Ч. Психология – это просто. М. «Издательско-торговый дом ГРАНД», 2000, стр.640

2.   Добрушина Е.Р. Что значит нет? // В сб.: Дискурсивные слова: контекстное варьирование и семантическое единство. М.: Азбуковник, 2003, стр. 250

3.   Словарь структурных слов русского языка под ред. проф. В.В. Морковкина. М.: Лазурь, 1997, стр.700

4.   http://naselenie-volzsky.narod.ru/

 

2. Приёмы исследования.

 

Исследование – процесс научного изучения какого-либо объекта (предмета, явления) с целью выявления его закономерностей.

Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

Предмет исследования - это то, знание о чём Вы хотите получить в результате проведения исследования. А объект исследования - та сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете.

Гипотеза – это научное предположение, допущение, истинное значение ​которого неопределенно. Формулируя гипотезу, исследователь строит ​предположение о том, каким образом намеревается достичь поставленной ​цели. Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в ходе исследования.

Задача исследования – это набор инструкций, которые исследователь получает от руководителя в виде плана, где указываются задачи проводимого исследования, особые индивидуальные требования к осуществлению данного плана, а также цель проведения исследования.

Проблема исследования – сформулированное противоречие  между состоянием социальной действительности и ее теоретическим представлением, требующее для своего разрешения использования научных методов, процедур и приемов уточнения знания.

Проблема может быть сформулирована в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

Проба в исследовании– это непродолжительное, законченное действо, конечным продуктом которого являются информация и знание. Виды социальной пробы: экскурсия; интервью; анкетирование; наблюдение и т.д. Как правило, проводится до исследования и после него. Результаты заносятся в таблицу.

Следующим этапом исследования является этап проверки гипотезы. Правильность или ложность гипотезы можно выяснить, например,  в ходе использования эксперимента. Такая работа начинается с составления плана, или методики, проведения эксперимента. Суть любого такого эксперимента заключается в сознательном и целенаправленном моделировании реального процесса в изменённых исследователем условиях и в сравнении результатов изучаемого процесса.

Для исследования составляется исследовательская карта.

Исследовательская карта содержит семь фрагментов, соответствующих семи основным этапам исследования:

1)      Задача

2)      Проблема

3)      Пробы

4)      Таблица результатов

5)      Гипотезы

6)      Проверка гипотез

7)      Доказательство (опровержение) гипотез.

 

Рассмотрим возможные приёмы исследования.

 

2.1. Опрос.

Опрос - это наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Приблизительно 90% исследований используют этот метод. Опрос может быть устным (личным) или письменным. При письменном опросе участники получают опросные листы (анкеты), которые они должны заполнить и отдать по назначению.  Обычно, в письменных опросах используются закрытые вопросы, ответы на которые заключаются в выборе одного из приведенных. Обычно, при письменных опросах, опросный лист рассылается представителям целевой аудитории, по средствам электронной почты, почтовой рассылки или факсимильной связи. Основным недостатком, ограничивающим использование данного метода, является длительный период и низкий процент (в среднем 3%) возврата заполненных анкет.  При письменном опросе  оптимальный объем опросника - 10-15 вопросов.

Этапы проведения опроса

1.   Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались только участники

2.   Контрольная проверка - проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и все ли из них возвратили свои анкеты.

3.   Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.

4.   Обработка – подготовка данных для анализа

5.   Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

6.   Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

 

2.2.Интервью.

 

Интервью -  наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану) с респондентом, основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью имеется конкретная схема проведения опроса (обычно это опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них).Индивидуальные неформализованные интервью проводятся с респондентом один на один в форме диалога, при этом респондент имеет возможность высказать развернутые суждения по исследуемой задаче.

Личные и телефонные опросы принято называть интервью. Телефонные интервью - это относительно дешевый метод проведения опросов любого уровня точности с точки зрения построения выборки (географическое расположение респондентов не имеет принципиального значения с точки зрения стоимости проведения интервью). Данный метод применим только в количественных исследованиях.

2.3. Анкетирование.

 

Анкетирование - это метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

Состоит из: 1) введения; 2) основной части; 3) паспортички (демографического блока). В введении содержится обращение к респонденту, излагаются цели исследования и то, как будут использованы результаты опроса, указывается, какая организация проводит опрос, даются ее контактные телефоны, оговариваются правила заполнения и возврата А., дается гарантия анонимности. Основная часть  содержит вопросы, направленные на исследование изучаемой проблемы. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о статусе респондента, например пол, возраст, образование, место жительства и др. (вопросы паспортички связаны с выборкой исследования). Количество вопросов лимитировано: наиболее оптимальным считается заполнение анкеты в течение 35-45 минут, чему соответствует 25-30 вопросов.

Этапы проведения интервью и анкетирования

 

1.   Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе.

2.   Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решений о характере требуемой выборки.

3.   Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

4.   Обработка – подготовка данных для анализа

5.   Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

6.   Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

 

2.4. Наблюдение.

 

Наблюдение  - это планомерный, организованный сбор необходимых данных о явлениях и процессах путем регистрации характеризующих признаков, характерных для исследуемых явлений и процессов. Наблюдение есть исследование какого-либо явления природы без вмешательства в процесс явления со стороны исследователя, противоположно опыту; обычно включено в качестве составной части в процедуру эксперимента.

Наблюдение включает элементы теоретического мышления (замысел, система методических приемов, осмысление и контроль результатов) и количественные методы анализа (шкалирование, факторизация данных и др.). План наблюдения отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать и что можно ожидать в результате проведенных наблюдений?

 

2.5. Эксперимент.

 

Эксперимент  (от лат. experimentum — проба, опыт) -  метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Отличаясь от наблюдения активным оперированием изучаемым объектом, он осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию его результатов. Нередко главной задачей служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих принципиальное значение (так называемый решающий эксперимент). В связи с этим эксперимент,  как одна из форм практики, выполняет функцию критерия истинности научного познания в целом.

Этапы проведения эксперимента:

Предшествующий эксперименту этап включает в себя тщательный теоретический анализ ранее опубликованных по этой теме работ; выявление нерешенных проблем; выбор темы данного исследования; постановку цели и задач исследования; изучение реальной практики по решению данной проблемы; изучение существующих в теории и практике мер, содействующих решению проблемы; формулирование гипотезы исследования.

Подготовка к проведению эксперимента состоит из ряда задач:

-  выбор необходимого числа экспериментальных объектов

-  определение необходимой длительности проведения эксперимента

-   выбор конкретных методик для изучения начального состояния экспериментального объекта, анкетного опроса, интервью, для создания соответствующих ситуаций, экспертной оценки

-  определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих воздействий.

Проведение эксперимента

-         изучение начального состояния объекта;

-         изучение начального состояния условий, в которых проводится эксперимент;

-         фиксирование данных о ходе эксперимента, характеризующих изменения объектов под влиянием экспериментальной системы мер;

-         указание затруднений и возможных типичных недостатков в ходе проведения эксперимента;

-         оценка текущих затрат времени, средств и усилий.

Подведение итогов эксперимента:

-         описание конечного состояния объекта;

-         характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты;

-         описание особенностей субъектов экспериментального воздействия ;

-         данные о затратах времени, усилий и средств;

-         указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер

Виды эксперимента

В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

·     Лабораторный эксперимент

·     Полевой, или естественный эксперимент

·     Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент

В зависимости от этапа исследования

·     Пилотажное исследование (так называемое черновое, пробное исследование)

·     Собственно эксперимент

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

·     те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,

·     те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),

·     и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

2.6. Опыт.

Опыт

- исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя

- эксперимент с чем-либо или над чем-либо

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.242.193.41 (54.242.193.41, 54.242.193.41)