На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Для директора"
 Коллективный трудовой договор администрации и трудового коллектива средней школы №__
 Типовые штаты, штатные нормативы, наполняемость групп.
 Планирование работы в школе
 Годовой план работы школы
 Положення про загальноосвітній навчальний заклад
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа:

Методы управления школой

 

1. Модернизация содержания форм и методов управленческой деятельности руководителя школы

 

Содержание управленческой деятельности руководителя общеобразовательной школы определяется совокупностью его руководящих функций, а его модернизация – появлением новых.

Значимость модернизованных функций лучше всего проверить с помощью ранжирования их с классическими.

Директорам было предложено 22 управленческие функции, они разместили их значение в такой последовательности:

1-е место заняли функции принятия управленческих решений и организации;

2-е место – функции корректирования, регулирования, учета и контроля;

3-е место – функции стимулирования, прогнозирования, представительства;

4-е место – функции просветителя, хозяина, экономиста, аналитика, дипломата, исследователя;

5-е место – функции координирования, финансирования преподавания, консультирования, диагностирования, менеджмента.

Как видим, классические функции управленческой деятельности руководителя школы (1-е, 2-е место) – остаются ведущими.

Наряду с ними существуют модернизированные, благодаря которым:

1)       обновляется содержание обучения и воспитания (внедряются государственные стандарты образования, концепция воспитания детей и молодежи в национальной системе образования, авторские обучающие программы, учебники, пособия, воспитательные системы);

2)       разрабатываются и апробируются новые мировые технологии (развивающего, модульно-развивающего, дифференцированного обучения, алгоритмизации учебно-воспитательного процесса, использование методов проектирования и моделирования;

3)       усовершенствование форм и методов обучения и воспитания (в образовательный процесс внедряются диалоговые формы общения субъектов учебно-воспитательной деятельности, лекции, семинарские занятия, обучающие модули и т.д.);

4)       трансформируются методы контроля знаний и умений учащихся (внедряются индикаторы и показатели развития индивидуальности воспитанников, рейтинговые системы оценивания);

5)       модернизируются содержание, формы и методы управления учреждениями и организациями образования (повышается значимость менеджерской функции управления инновационным процессом, создаются многовариантные модели управления;

6)       появляются авторские модели учреждений образования.

В управленческой деятельности директора школы тенденции обновления можно классифицировать на внешние (вариативность моделей школы); внутренние (модернизация управленческой деятельности руководителя школы).

Сейчас ученые рассматривают такие модели школы:

1)     избирательную, отборочную;

2)     предметно-урочной дифференциации;

3)     смешанных способностей учащихся;

4)     интегративную;

5)     инновационную;

6)     модульную.

Исходя из социально-педагогических условий в лаборатории внедрения педагогических инноваций института педагогики Академии педагогических наук Украины разработаны модели школы:

1)     частной и государственной форм собственности;

2)     городской и сельской;

3)     малокомплектной и многокомплектной;

4)     стандартной и инновационной (видоизмененной).

В содержании управленческой деятельности современного директора школы внутренние изменения обусловлены модернизированными функциями: 1) прогностической, 2) консультативной, 3) представительской, 4) политико-дипломатической,     5) менеджерской.

Прогностическая функция – предвидение перспектив развития школы, прогнозирование результативности и деятельности, создание условий для формирования социально активной личности; способности выделять в педагогических процессах главное. Прогностическая функция реализуется в школах г.Киева № 283 – система национального воспитания; № 24 – дифференциальную учебно-воспитательную систему; № 310 – система развития личностных творческих способностей учащихся.

Консультативная функция. Это квалифицированные советы по разным вопросам: политическим, правовым, научно-педагогическим, методическим педагогическому коллективу школы и широким общественным кругам. Для этого привлекаются специалисты – политологи, экономисты, социологи, юристы, психологи, медики. Целенаправленные встречи с директором особенно полезны родителям, старшеклассникам, педагогам.

Совместная деятельность директора школы вместе с родителями – консультантами повышает качество проведения родительских собраний и совещаний, увеличивает заинтересованность делами школы.

Представительская функция состоит в умении: 1) репрезентировать школу, пед.коллектив. группу учителей или отдельного учителя, или любого работника школы на всех уровнях, включая и международный;    2) раскрыть достижения в обучении и воспитании учащихся; 3) выступать на конференциях, симпозиумах, пед.советах и т.д.

Директор школы должен иметь развитые коммуникативные, рефлексивные, интеллектуально-эврестические способности.

Исследования показали, что представительская функция директора школы реализуется через презентацию школы, представительскую делегацию, представительскую поездку в другие страны, издание печатной продукции о педагогическом опыте коллектива школы, выход на местную теле-радио сеть.

Политико-демократическая функция состоит:

Ø                в правильном понимании, разъяснении, воплощении в жизнь внешней и внутренней политики государства; знании национальной истории, культуры, формировании национального самосознания, способствовании переходу педагогического и ученического коллектива на государственный язык;

Ø                в обеспечении независимости школы от идеологического влияния любой партии;

Ø                в раскрытии достижений национальной науки, культуры, богатства, национальных традиций и обычаев украинского народа. Важным моментом реализации этой функции руководителя школы есть внедрение в практику работы принципов демократизации и гуманизма.

Особенно ярко реализуется названная функция при участии директора школы в местных (региональных, государственных) органах власти, в творческих союзах учителей Украины, в научных учреждениях Академии педагогических наук Украины.

Менеджерская функция предвидит усиление внимания директора школы к руководству педагогическим коллективом.

В частности:

Ø                рациональное размещение кадров;

Ø                организация их деятельности;

Ø                создание условий для работы;

Ø                связь с внешней средой (органы государственной власти, органы образования, органы управления образования, общественность);

Ø                социальная и правовая защита работников школы, создание условий для улучшения здоровья, координации усилий работников школы и предоставлении им помощи в деле обучения и воспитания;

Ø                активизация и модернизация форм хозяйственной и экономической деятельности.

Под «функцией менеджмента» понимают четко очерченный круг вопросов и задач, которые решаются определенным должностным лицом (или структурным подразделением аппарата) в процессе управления школой.

Менеджерская функция директора школы предвидит рациональную расстановку кадров, создание творческих условий для сотрудничества, обновленную систему контроля.

  

2. Методы управления общеобразовательной школой

 

Непосредственное управление школой осуществляет директор и органы гражданского самоуправления (общие собрания, опекунский совет, наблюдательный совет). На должность директора должны назначаться специалисты со специальной управленческой подготовкой.

Управление школой становится более гибким, открытым, что отвечает требованиям времени, требованиям граждан и общества.

Для обеспечения государственно-гражданского управления в общеобразовательном учебном заведении создается орган гражданского самоуправления и коллегиальный орган управления – педагогический совет. Деятельность этих органов делает управление адекватным, дает возможность учитывать потребности всех участников учебно-воспитательного процесса и способствовать постепенной смене традиционного функционального управления стратегически целевым. Эффективность управления определяется не качеством в исполнении распределенных функций, степенью достижения определенной цели. Наряду с традиционным методическим объединением начинают развитие временные творческие группы, кафедры, цикловые комиссии. Их деятельность координируется в зависимости от потребности коллектива и задач школы.

С целью демократизации управления и установления обратной связи для поточного корректирования управленческих решений в общеобразовательном учебном заведении работают коллективные органы ученического (ученические собрания) и родительского (родительские собрания) самоуправления, полномочия которых определяет Устав.

Акцент деятельности директора смещается на усовершенствование личной деятельности и создание условий для самоорганизации деятельности учащихся, учителей, работников администрации. Таким образом намечается постепенный переход от доминирующего оперативного до стратегически целевого управления через согласование собственных функций с функциями сотрудников, в результате обеспечивается мотивация труда.

Методы управления школой – это основные способы управленческой деятельности руководителя школы, «орудия труда», которые он использует с целью целенаправленного влияния на участников учебно-воспитательного процесса (педагоги, работники школы, родители, учащиеся).

Они связаны с формами и содержанием управления и классифицированы в психолого-педагогической литературе как:

Ø     административные и экономические;

Ø     экономические, организационно-распорядительные;

Ø     социальные.

Методы управления классифицируются как:

1.     Вербальные – индивидуальные (консультации, беседа), групповые (инструктаж, совещание, собрание).

2.     Исследовательские – изучение передового опыта педагогов, аттестаций педагогических кадров, сравнение их современных достижений с прошлыми, сравнение их достижений с достижениями зарубежных коллег, анкетирование и интервьюирование при подготовке к педсоветам или другим коллективным собраниям, совещаниям, издательство материалов (газет, сборников, статьи, методические рекомендации) о деятельности педагогического и ученического коллектива.

3.     Иллюстративно-показательные – моделирование структуры организации учебно-воспитательного процесса в школе; построение графиков, таблиц, матриц, изучение уровня знаний и воспитанности учащихся, профессиональной подготовки педагогов к творческой работе.

4.     Технико-технологические – активное использование технических способов и устройств (компьютер, телевидение, радио, селектор и т.д.). Для определения уровня эффективности в работе педагогов и других критериев их деятельности разработана специальная компьютерная программа управленческой деятельности руководителя школы.

Анализ показывает, что модернизированные методы используют следующим образом: 60% директоров определяют приоритетными исследовательские методы, считают их основными в процессе формирования творческого и демократического стиля управления и развития потенциальных возможностей каждого участника учебно-воспитательного процесса; иллюстративно-показательные – 35%; технико-технологические – 30%, меньше используются в практической работе руководителями в результате недостаточной материально-технической базы и частичное отсутствие у руководителей профессиональных знаний и умений пользоваться современной компьютерной техникой.

Методы диалогового общения предвидят учет руководителем культурологических и личностных принципов; познание мира в органическом единстве и диалоге с другими способами его понимания (этичный, эстетичный) и т.д.

Сейчас все большей популярностью пользуются такие методы как диспуты, собеседования, самоанализ, мозговые штурмы, моделирования, конструирования, ситуаций, защита творческих проектов, КВН, «Круглый стол», «дидактический театр», обучению поиску альтернативных решений.

Рекомендуем директорам для развития диалогического подхода в управленческой деятельности овладеть культурой общения, взаимоотношений и взаимодействий с другими людьми, формировать профессиональную культуру общения на основе изучения личных коммуникативных возможностей, развития и расширения их; ознакомиться с концепцией диалога М.Бахтина – теоретико-мотодологической основой диалогового общения; формировать рефлексивное общение и межличностную синзитивность; стремиться видеть в каждом субъекте общения уникальную личность, создавать демократичную и гуманистичную атмосферу педагогического общения;

Ø                обеспечивать позитивный эмоциональный настрой;

Ø                овладеть стилем «теплого общения»;

Ø                уметь наладить контакт и вселять уверенность в подчиненных;

Ø                развивать педагогическую наблюдательность и воображение, чтобы целенаправленно и систематически изучать своих коллег, видеть особенности их внутреннего мира, определять сильные и слабые стороны характера.

Применение компьютерных технологий в управленческой деятельности обеспечивает внедрение в практику работы директора школы персональных компьютеров с соответствующими программами. Умение пользоваться компьютером на уровне пользователя для современного директора есть одной из характеристик его профессионализма.

Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности имеет прямую и обратную связь: сам процесс модернизации формирует руководителя школы как современного управленца – человека открытого, демократического, компетентного, гуманистической, творческой направленности; и наоборот, выявляет, как творческие способности директора школы реализуются в процессе обновления управленческой деятельности.

Поэтому можно сделать вывод: творческий директор школы – это такой руководитель, который может создать собственный неповторимый стиль управления школой, периодически обновляет содержание, формы, методы собственной управленческой деятельности. Результатом будет систематически позитивное продвижение педагогического и ученического коллективов на пути модернизации учебно-воспитательного процесса.

Рациональное использование модернизированных и классических функций, форм и методов управленческой деятельности директора школы в современных условиях – гарантия эффективного формирования творческого коллектива учителей, учащихся, руководителей:

Ø                демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

Ø                открытости общеобразовательной школы как социальной динамической системы.

Под открытостью общеобразовательной школы мы понимаем такую социально-педагогическую систему, которая способна к системному генерированию и внедрению педагогических инноваций (научных и практических отечественных и зарубежных исследований в области социально-педагогических и психологических дисциплин);

Ø                оперативной и педагогической целесообразности трансформации социально-педагогических преобразований, которые происходят в обществе;

Ø                вхождение в международное педагогическое общество;

Ø                создание условий для получения прямой и обратной связи;

Ø                установление оптимальных коммуникативных связей с общественностью и участниками учебно-воспитательного процесса.

Метод делового общения предвидит учет руководителем культурологических и личностных принципов, формирование диалогического понимания личностью в свободном, культурном общении с другими людьми и с самим собой; приоритетность личности в образовательном процессе, диалогизацию образования.

Практическое осуществление диалогового подхода руководителей школ тормозится монологом в системе общения «директор-педагог», «директор-учащийся» и системы образования вообще, через недостаточное знание руководителями принципов диалога.

Но все большей популярностью пользуются такие методы как диспуты, собеседование, самоанализ, «мозговые штурмы», моделирование, конструирование, «дидактический театр», защита творческих проектов, то есть именно те методы, где диалог есть определяющим методологическим принципом.

Модернизация содержания, форм и методов управленческой деятельности имеет и обратную связь: сам процесс модернизации формирует руководителя школы как современного управленца – человека открытой, демократической, компетентной, гуманистической, творческой направленности; и наоборот, определяет, что творческие способности руководителя школы реализуются в процессе обновления управленческой деятельности. Поэтому можно сделать вывод: творческий директор – это такой руководитель педагогического и ученического коллектива, который может создать собственный неповторимый стиль управления школой, периодически обновляя содержание, формы и методы собственной управленческой деятельности. Результатом будет систематически позитивный рост педагогического и ученического коллектива на пути модернизации учебно-воспитательного процесса.

 

3. Использование активных форм управления школой,

инновационные формы воспитательной работы

Педагогический коллектив – система отношений по «горизонтали» и «вертикали»: по «горизонтали» – складываются вследствие эмоционально-выборочных отношений между учителями; по «вертикали» – результатом отношений между руководителем и подчиненными.

Регулирование отношений – задача школьной администрации.

Непринятие штампов, шаблонов, стремлений к новизне, готовности к изменениям – все это толкает педагогов на творческие поиски. Генератором их есть инициативная группа, которая объединяет неравнодушных, творчески работающих учителей. Они составляют ядро коллектива, которое выполняют роль педагогического катализатора, вносят и разбавляют новые идеи, двигая вперед школьный коллектив. Это ядро должно работать на опережение. Если идея достаточно разработана, не встречает прямых возражений большинства учителей, ею «заряжается» и ученический коллектив.

Под влиянием ученического коллектива большинство учителей пересматривают свое место в жизни школы, а иногда и свой статус. Тот, кто стоит в стороне от главных коллективных дел, кто склонен недооценивать важность воспитательной работы, попадает в полосу отчуждения, что не может не сказаться на качестве уроков, на отношение учеников к предмету. Такое положение вынуждает педагогов искать контакт с учащимися, закрепляет внеурочные связи, усиливает воспитательный потенциал урока.

Поэтому в условиях школы инструментом, который дает возможность проникнуть в суть процесса развития личности ученика, есть такая функция управления, как педагогический анализ учебно-воспитательного процесса.

Определение «педагогический» определяет специфику этого вида аналитической деятель6ности, которая состоит, прежде всего, в рассмотрении, упорядочении и взвешивании педагогических фактов и явлений, которые требуют педагогической подготовки. Педагогический анализ – процесс распознания специфического аспекта действительности. Он охватывает анализ и синтез, сравнение и обобщение, абстрагирование и аналогию.

Педагогическому коллективу, как целостно-психологической единице присущи все основные закономерности социальных систем. Одной из них есть цикличность процесса управления коллективом. На основе анализа результатов учебного года, определения просчетов и достижений в работе формируются цель и задачи на новый учебный год.

Говорится о переходе к следующему этапу решения школьной проблемы, и тем самым закладывается основа для планирования. После утверждения годового плана на педагогическом совете в свои права входит функция управления, направленная на создание определенной организационной структуры для выполнения намеченного плана.

Большое значение в управлении современной школой приобретает педагогический анализ учебно-воспитательного процесса. Он – основа формирования творческой активности педагогического коллектива в процессе развития личности учащегося, эффективный метод усовершенствования учебно-воспитательного процесса, как на самом уроке, так и во внеурочное время (как через анализ урока, так и воспитательного мероприятия).

В управлении отношениями в педагогическом коллективе придается большое значение деловым играм. Опыт организации деловых игр убеждает, что они помогают выявить структуру взаимоотношений между учителями и эффективно использовать эту информацию в целенаправленном их регулировании.

Игра с использованием алгоритма проводится по специально разработанным правилам. Педагоги делятся на три группы:

1-я – разрабатывает конфликтную ситуацию;

2-я – совершает управленческую деятельность;

3-я – оценивает ее последствия.

  

4. Единство воспитательных воздействий

Принцип единства воспитательных воздействий, называемый так же принципом координации усилий школы и общественности или, в другом варианте, принципом совместной деятельности учителей, общественных организаций и семьи по воспитанию подрастающих поколений, требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, шли рука об руку, помогая друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если воспитательные усилия не складываются, а противодействуют, то на успех рассчитывать трудно. Воспитанник при этом испытывает огромные психологические перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой нагрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Правила реализации принципа помогают воспитателям охватить все стороны воспитательного взаимодействия.

1.        Личность воспитанника формируется под влиянием семьи, товарищей, окружающих взрослых людей, общественных организаций, ученического коллектива. Среди этих многообразных влияний немалая роль принадлежит классному коллективу и личности педагога, но он должен помнить и о других сферах воспитательного воздействия. Очень важно, чтобы требования, исходящие от них и от воспитателя, были едиными и не противоречили одно другому.

2.        Огромная роль в формировании личности принадлежит семье. Интимность отношений, индивидуальность воздействий, неповторимость подходов к воспитанию в сочетании с глубоким учетом особенностей детей, которых родители знают значительно лучше воспитателей, никакими другими педагогическими воздействиями заменить нельзя, недаром большинство педагогов согласно с формулой – по-настоящему в человеке воспитано лишь то, что воспитано в семье. Отсюда требования поддерживать и укреплять связь с семьей, опираясь на нее при решении всех воспитательных задач, тщательно согласовывать воспитательные действия. Проверенное средство связи школы и семьи – дневник школьника. Педагогически правильное видение этого документа позволяет эффективно координировать усилия родителей и учителей.

Сейчас в некоторых школах отказались от дневников, в других учителя не обращают внимания на то, что ребята ведут дневники неряшливо. Но ведь пока нет лучшего средства оперативной связи – индивидуальные компьютерные карточки (западные школы), вряд ли скоро придут в нашу школу. Нужно повысить роль дневника, сделать его главным оперативным документом, отражающим текущую жизнь школьника.

3.        Воспитатель должен быть воспитан сам. У педагогов и родителей нет иного пути, как культивировать у себя те качества, которые они хотели бы прививать своим детям.

4.        В практике воспитания нередко возникают конфликтные ситуации, когда воспитатели не соглашаются с деятельностью семьи, или напротив, семья отрицательно относится к требованиям педагогов. Часто родители сводят на нет усилия педагогов, заласкивая, занеживая своих детей, воспитывая у них потребительскую психологию. Устранять недоразумения следует, опираясь не на то, что разобщает, а на то, что соединяет все воспитательные усилия.

5.        Бывает, что педагог не согласен с мнением коллектива, общественных организаций, критикует поступки и действия коллег. Все это отрицательно отражается на формировании взглядов и убеждений личности. Надо всегда помнить о необходимости поддерживать разумные требования друг друга, бережно относиться к авторитету коллектива.

6.        Практическая реализация этого принципа требует создания единой системы воспитания, как на занятиях, так и во внеурочное время. Систематичность процесса воспитания обеспечивается соблюдением преемственности и последовательности в формировании черт личности. В воспитательной работе следует опираться на приобретенные ранее положительные качества норм поведения. Постепенно и нормы, и средства педагогического воздействия должны усложняться. Педагоги следят за соблюдением принципа единства воспитательных требований в семье, консультируя родителей.

7.        Способ достижения единства воспитательных воздействий – координация усилий, причастных к воспитанию людей, служб, социальных институтов. Не надо жалеть усилий на восстановление связей между всеми причастными к воспитанию людьми: работниками молодежных и спортивных организаций, творческих союзов.

 

5. Взаимодействие школы, семьи в воспитании школьников

Эффективность воспитательной работы невозможна без взаимодействия школы, семьи в социальном воспитании школьников.

Сейчас уделяется очень большое внимание организации педагогической пропаганды среди родителей. Во многом способствует этому программа минимум педагогических знаний для самообразования родителей. Устанавливаются дни педагогического всеобуча.

Директору школы важно внимательно следить, чтобы пропаганда педагогических знаний носила целенаправленный характер, не сводилась к случайному, бессистемному подбору тематических лекций и бесед, а отвечала актуальнейшим пробл6емам.

Необходимо учитывать следующие факторы:

1.     Воспитательное воздействие, исходящее из единых требований, согласованных действий всех участников воспитательного процесса, причастных к нему служб, социальных институтов.

2.     Все воспитательные действия должны быть скоординированы.

3.     Воспитатели должны опираться на семью, учитывая индивидуальность ребенка.

4.     Действия всех воспитателей должны быть согласованы.

5.     Средства массовой информации должны координировать свою деятельность со школой.

Для нормального развития учащихся большое значение имеет та нравственная и психологическая атмосфера, которая складывается в семье. Высокий эффект в семейном воспитании дает умелое использование принципа требовательности и уважительного отношения к детям. Требовательность не имеет ничего общего с окриками родителей и постоянными понуканиями детей к тем или иным формам поведения. Главное в ней состоит в том, чтобы установить рациональный порядок жизни и поведения учащихся, разумные формы их взаимоотношений с другими членами семьи. Предъявление требований должно сочетаться с проявлением уважительного отношения к учащимся. Окрики и различного рода угрозы плохо действуют на детей, травмируют их психику и нередко служат причиной неврозов. Задача школы – ориентировать родителей на ласковое и внимательное отношение к учащимся, к их запросам и интересам.

Немаловажную роль в побуждении учащихся к выработке своих качеств играет контроль семьи за их поведением. Родительский контроль помогает учащимся более ответственно относиться к выполнению своих обязанностей и преодолевать влияние отрицательных соблазнов. Родители должны знать с кем дружит их подросток, где проводит свой досуг.

Объединяя свои педагогические усилия, педагоги и родители должны хорошо знать те проблемы, над решением которых они должны работать совместно. Их можно разделить на три основные группы:

1 группа – это проблемы, которые связаны с целями и содержанием образовательно-воспитательной работы школы и семьи.

П группа – проблемы методики побуждения учащихся в семье к работе над своим личностным развитием и формированием.

Ш группа – проблемы учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе семейного воспитания.

Существенной стороной в совместной работе семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки школьного воспитания. Наиболее интенсивно развиваются те учащиеся, родители которых умеют поддержать в семье благополучный психологический микроклимат и служат для них примером трудолюбия, доброжелательности, уважительного отношения к окружающим. Когда родители пользуются у детей авторитетом, их слова и дела имеют большой вес и побуждают учащихся к добросовестному выполнению своих школьных обязанностей. В семьях, в которых нет согласия между родителями и царит обстановка недоброжелательности и нервозности, приходят в школу с плохим настроением, с трудом сосредотачиваются на восприятии изучаемого материала, не имеют условий для домашних занятий.

Серьезные вопросы встают перед родителями в деле учета индивидуальных особенностей и интересов учащихся. Не все родители бережно относятся к склонностям учащихся, к их интересам, не учитывают особенности их темперамента. Школе необходимо оказывать помощь семье в решении возникающих у родителей проблем.

Основными формами этой помощи являются:

1)     организационно-педагогическая работа с родителями;

2)     осуществление педагогического просвещения и проведение систематической индивидуально работы с родителями по улучшению обучения и воспитания учащихся.

Свое влияние на воспитание учащихся в семье школа осуществляет через разнообразные формы организационно-педагогической работы с родителями. Одной из форм является родительские собрания и конференции. Они проводятся как в общешкольном масштабе, так и по отдельным классам. На общешкольных родительских собраниях или конференциях обсуждаются наиболее актуальные проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы семьи и школы, а также текущие вопросы обучения и воспитания учащихся. Общешкольные родительские собрания проводятся 2-3 раза в год. Более оперативной формой организационно-педагогической работы с семьей являются собрания родителей учащихся отдельных классов, на них классные руководители сообщают о состоянии успеваемости и дисциплины учащихся, решают вопросы, связанные с улучшением учебной работы и поведения отдельных учащихся. Особенно важны эти собрания для установления единой линии в воспитательной работе семьи и школы. Действенным средством оказания помощи семье в воспитании детей является организация педагогического просвещения родителей. Тематика видов и форм педагогического просвещения разрабатывается в расчете на воспитательную работу с учащимися осредненного возраста и усложняется по мере перехода школьников в следующие классы. Таким образом, родители имеют возможность получать психолого-педагогические знания, рассчитанные на соответствующий возраст учащихся.

 

 

Литература

 

1.      Валеева В. Гуманистическое воспитание и коллектив //Воспитание школьников, 2000. - № 6. – С.68.

2.      Гуменюк В. Інформаційні аспекти педагогічного керівництва вихованням //Проблеми управлінням, 2000. - № 4.

3.      Даниленко Л. Модернізація змісту, форм і методів управлінської діяльності керівника школи //Освіта і управління, 1998. – Т.2. - № 1.

4.      Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Новая школа, 1997.

5.      Комісарова Т.В. Особливості педагогічного управління сучасним виховним процесом //Рідна школа, 2001. - № 5. – С.5-7.

6.      Островерхова Н.М., Даниленко Л.І. Ефективність управління загальноосвітньою школою: соціально-педагогічний аспект. – К., 1996.

7.      Управление развитием школы /Под ред. М.М.Поташника, В.С.Лазарева. – М., 1995.

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.209.202.123 (54.209.202.123, 54.209.202.123)