На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Уроки по музыкальному искусству"
 Методическая разработка открытого урока в 7 классе на тему: «Авторская песня»
 Песни, которые не поют, а молчат. Семиховой В.В. г. Краснодар, МОУ гимназия 18
 Методическая разработка открытого урока в 8 классе на тему: «Образ Кармен в разных видах искусства»
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Семихова В.В., учитель музыки первой категории МОУ гимназия №18 г. Краснодара

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №18 г. Краснодара.

 

 

Разработка урока музыки по теме:

 

«Песни,которые не поют, а молчат».

(6 класс)

 

 

 

     

 

                    

                                                                             Разработано

                                                                                                           учителем музыки

                                                                                                           первой категории

                                                                                                           гимназии № 18

                                                                                                           г. Краснодара

                                                                                                           Семиховой

                                                                                                    Викторией Викторовной

  

 

 

Краснодар, 2009 год.

                                  Пояснительная записка.

 

« Детям отдаём мы всё на свете,

Отдаём от сердца, не взаймы.

    Лишь бы только дети, наши дети

        Стали бы людьми, были бы людьми»

             

                               Р. Рождественский.

 

«Красота спасёт мир» Ф.М.Достоевский. Я очень люблю это выражение. В нём – сила жизни, смысл жизни, сила будущего.

            Работая по программе Д.Б.Кабалевского уже 16 лет, я с каждым разом раскрываю для себя какие-то новые вершины человеческой души. Говорить об этом можно всю жизнь. Сколько замечательных образцов музыкального искусства накопил мир, а сколько ещё появится на свет!

             Когда ты слушаешь музыку, то понимаешь, что она не только красива, она воздействует на тебя, преображает. Это ли не чудо? Какие-то звуки, каких-то всего семь нот, а это – целый мир, огромный, неповторимый. И ты, ученик, можешь попасть туда и жить в нём, наслаждаться им.

             Сила музыки действительно огромная. Она излечивает людей от многих заболеваний, влияет на настроение человека, рассказывает нам о далёком прошлом и настоящем, также воздействует и на растительный мир. Это наслаждение и отдых,  печаль и радость.

              Это – состояние души!

              А в тяжёлые дни – и опора, и поддержка. Музыка помогает в борьбе, может настроить на важную работу. Об этом мы говорим с ребятами на уроках музыки, и порой  не хватает урока, так как дети приносят свои музыкальные примеры и делятся своими мыслями и чувствами.

              Я представляю вашему вниманию урок в 1 четверти 6 класса по теме «Песни, которые не поют, а молчат». Это очень серьёзная тема и само название уже заинтересовывает ребят. Через музыку я раскрываю ученикам замечательную страну – Грецию, её красоту природы и искусства, её древнюю историю, обычаи и традиции.

              В наше сложное время необходимо больше общаться с детьми, показывать им красоту жизни, объяснять нравственные и эстетические ценности, чтобы будущее нашей страны было прекрасным, светлым и радостным.

 

 

Тип урока: комбинированный урок с аудио- и видеофрагментами.

 

Цели и задачи:

Образовательная: 

·                    познакомить детей с культурой и историей греческого народа;

 

Воспитательные:

·                    раскрыть роль и силу музыки;

·                    привить любовь к  культуре и музыке греческого народа;

·                    воспитывать у учащихся гуманизм, духовность, нравственные и эстетические чувства; 

·                    воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.

 

Развивающая:

·                   развивать интеллект, логическое мышление, творческие способности учащихся, умение рассуждать, анализировать.

·                   Развивать вокально-хоровые навыки, творческое и художественное мышление.

 

Методы и приёмы: 

·        словесная группа методов (беседа, рассказ),

·        наглядно-зрительная группа методов (видеозаписи, слайды, плакаты),

·        методы эмоционального воздействия (ситуации успеха),

·        слуховая группа методов (аудиозаписи, исполнение голосом),

·        метод обобщения, закрепления,

·        методы  размышления о музыке,

·        проблемно-поисковые ситуации, методы поощрения, проверка знаний.

 

 

Оборудование:

·        электронное фортепиано;

·        аудио- и видеопроигрыватели;

·        микрофон;

·        нотные плакаты;

·        мультимедийный проигрыватель;

 

 

Ход  урока.

 

« Детям отдаём мы всё на свете,

Отдаём от сердца, не взаймы.

    Лишь бы только дети, наши дети

        Стали бы людьми, были бы людьми»

             

                               Р. Рождественский.

 

Учитель: Мы с вами продолжаем говорить о преобразующей силе музыки. Сегодня попробуем выяснить, может ли песня объединить целый народ в борьбе за свою свободу, справедливость, свою независимость и права? Надеюсь, вы примите активное участие в нашей сегодняшней беседе и сможете сами ответить на этот вопрос.

                           Вы сейчас услышите песню, которую написал композитор

                  А.Журбин, на стихи Шленского. Эта песня была посвящена фестивалю молодёжи и студентов в Болгарии, городе Софии. Она называется «Творчество, единство, красота».

                  Послушайте пожалуйста и скажите, какими чувствами вас эта песня наполняет? Как она звучит?

Слушание.

Учащиеся: Чувства единения, дружбы, сплочённости в борьбе за мир на планете, стремление к добру, красоте, оптимизму.

Учитель: Мы с вами сейчас разучим припев этой песни, а затем попробуем вместе её исполнить.

Разучивание: Вокально-хоровая работа.

                 - по фразам

                 - по руке а капелльно

Учитель: обратите внимание на мелодию (играю), она изменилась или осталась прежней?

Учащиеся: она та же, только с разных нот опускается вниз.

Учитель: Правильно. Мелодия та же, только звучит каждый раз с ноты ниже первоначальной, это называется секвенцией. Запишите, пожалуйста, к себе в словарик.

Продолжаем вокальную работу, следите за моей рукой, вступайте и заканчивайте по руке. Выделить интонационно слова «плюс», «минус», «сердца» и т.д.

                  Исполнить торжественно слова «Творчество, единство, красота».

                  Отработать скачёк вверх на повторе на словах, ритмический рисунок.

 

Исполнение песни.

Учитель: (закрепление оценки деятельности)

                 Мы убедились, что песня может объединять людей в единые  мысли, желания, стремление к хорошему.

                 А сейчас вы услышите замечательную мелодию. Послушайте и скажите, пожалуйста, какому народу она может принадлежать?

                 И почему вы так думаете?

Слушание: песня Микиса Теодоракиса «На побережье тайном».

Учащиеся: (ответы) Потому что пели не на русском языке.

Учитель: Правильно. Она греческая. А что ещё отличает народы мира кроме языка?

Учащиеся: Обычаи, традиции, культура, религия.

Учитель: Послушайте, пожалуйста, ещё раз эту песню и подумайте, о чём могла бы быть эта песня? И как звучит эта мелодия?

Слушание: Мелодия песни в исполнении учителя на фортепиано.

 

Учащиеся: (ответы)

Учитель:    Правильно, ребята. Мелодия  плавная, ласковая, чувствуется какая то любовь, нежность. Эта мелодия о красоте Греции, о её просторах, о чём-то самом дорогом. Эта мелодия называется «На побережье тайном». А ведь автора этой музыки заточили в тюрьму за то, что в песне пелось о несправедливости, обиде и боли. Дело в том, что в Греции в 1967 году произошёл переворот и власть оказалась в руках фашистских полковников. Лучшие люди встали на защиту своей страны. В первых рядах был музыкант – композитор Микис Теодоракис, а его оружием стали песни. Песни, которые рассказывали о красоте Греции, о её народе и о несправедливости фашистского режима. Исполняла эту песню 19-летняя Мария Фарандури, в сопровождении маленького ансамбля.

                              Мы не знаем греческого языка, но по самой музыке и её исполнению чувствуем глубокую человечность этой песни, пронизывающую её жажду счастливой, спокойной жизни, глубокую любовь к родной земле. Греческие народно-песенные интонации – основа этой своеобразной музыки.

А что вы знаете о Греции?

 

Учащиеся:   (Ответы)

 

Учитель:    Греция – солнечная Эллада, которая создала в давние времена светлую, гуманистичекую (человеколюбивую) культуру, прекрасное, полное жизни искусство.

 

И до нашего времени сохранились памятники архитектуры, живописи,

музыки, скульптуры, где можно наблюдать восхищение образцами

древних мастеров.

 

Видеоматериал:   «Греция – колыбель архитектуры».

 

 

 

 

(На экране появляется первый слайд)

Учитель: (Читает стихотворение. Дети следят за текстом)

 

 

Стихотворение  Антипатра Сидонского  «Семь чудес света»,

написано в III веке до нашей эры.

 

 

Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно

 

И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,

 

Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса

 

И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;

 

Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел

 

Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,

 

Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа

 

Солнце не видит нигде равной ему красоты.

 

 

(Открывается второй слайд).

 

Греция – страна олимпийских игр.

 

 

Учитель:  Греция  -  страна Олимпийских игр. В 2004 году проходили Олимпийские

игры у себя на родине. Посмотрите, как проходило открытие.

 

Видеоматериал:  «Олимпиада в Греции» (фрагмент)

 

Учитель:        В маленьком кабачке на окраине Афин собирались любители         песен и единомышленники М.Теодоракиса. Каждый вечер старый певец,

аккомпанируя себе на гитаре, пел разные песни, которые можно было услышать где угодно. Но наступала минута, когда певец клал гитару и слушал тишину, и все понимали, что он молчит о песне М. Теодоракиса.

«Песни, которые молчат». Именно они объединили греческий народ в единое целое.

        А почему эти песни молчали?

Ученики: (ответы)

Учитель: Правильно, они были запрещены. За их исполнение жестоко наказывали.

 

Вторая песня, с которой мы познакомимся, называется «Я - фронт»

Послушайте, пожайлуста, и скажите, как звучит музыка? Всегда ли характер звучания одинаковый?

 

Слушание:   М.Теодоракис  «Я - фронт».

 

Учащиеся:  Это тоже песня молчания. Но характер был неодинаковый, в середине звучание песни было праздничным, солнечным, радостным, легким.

 

Учитель: Правильно. А с каким жанром можно сравнить середину песни, послушайте.

 

Слушание: Звучит фрагмент танца «Сиртаки».

 

Учащиеся: Танец.

 

Учитель: Это правильно, потому что звучала греческая народная мелодия. Может кто-то знает, что это за танец?

 

Учащиеся: (ответы)

 

 

(На экране –  3 слайд.)

 

 

Учитель: «Сиртаки»- греческий народный танец. А кто–нибудь  видел, как танцуют этот танец? Люди встают в круг, берутся за руки, танцуют круговыми движениями. Сначала медленный темп танца, затем темп ускоряется и превращается в стремительную пляску.

 

Видеоматериал  « Танцы народов мира. Сиртаки.»

Учитель: Все национальные танцы славятся своей долгой вековой  историей, а вот история сиртаки, хоть и совсем недавняя, увлекательнее других.

 

 

Домашнее задание:  Рассказать об истории происхождения греческого танца «Сиртаки». Запишите задание в дневники.

 

Учитель:  Как вы думаете для чего в серьезной песне «Я - фронт» композитор вставил

мелодию народного танца?

 

Учащиеся: Чтобы напомнить о традициях греческой культуры.

 

Учитель: Да. Потому что песня должна звучать в сердце каждого свободолюбивого грека, как вера в светлое и счастливое будущее. Давайте разучим ее.

(Плакат).

 

Разучивание песни :   Вокально-хоровая работа.

 

                 Показ учителем, исполнение 1 куплета. Дети наблюдают по плакату за                

                 движением мелодии.

             Учитель:    Послушайте мелодию (выявить особенности ).

                 Темп марша, начало – Ч4  (чистая кварта – призыв) – это есть особенность музыки революционных песен, эти средства музыкальной выразительности используются в музыке для настроя, поднятия духа, придают уверенность.         Не «съедайте» окончания, но и не выкрикивайте, особенно окончание «ться».

Удерживайтесь на верхнем звуке, не сползайте. Исполнить в характере.

                  Отрывисто, негромко, но с чётким ритмом. Выделяем 1-ую и 3-ую доли.

 

Оценка деятельности.

 

Учитель: Как вы думаете, что помогло греческому народу не сломиться перед врагами и несправедливостью, какие качества?

 

Ученики: Мужество, стойкость, любовь к Родине, преданность, любовь к красоте природы.

 

Учитель: В творчестве многих композиторов говорится о том, что человек должен быть стойким, мужественным, не падать духом перед бедами и несчастьями. Но если есть еще рядом поддержка, это сделать гораздо проще. Для вас кто может быть такой поддержкой?

 

Ученики: Родители, близкие люди.

 

Учитель: Я предлагаю вспомнить одну замечательную песню М.Задорожнюка, которая называется «Песня о дружбе».

 

Исполнение песни   М.Задорожнюк  «Песня о дружбе»

 

Оценка исполнения.

 

Учитель:

Обобщение урока: Мы обратились сегодня к необычным песням, песням которые не         пели, а молчали. Давайте вспомним, что это за песни?

 

Учащиеся: «Я - фронт», «На побережье тайном».

 

Учитель: Как звали композитора? Какой страны?

 

Учащиеся:  Микис Теодоракис – греческий композитор.

 

Учитель: А какие еще песни мы слушали, вспоминали и исполняли? Композиторы?

 

Учащиеся:  М.Задорожнюк  «Песня о дружбе»,

                    А.Журбин «Творчество, единство, красота».

 

Учитель: С каким новым определением мы познакомились на уроке?

 

Ученики:  Секвенцией. Это когда одна и та же мелодия звучит на интервал ниже

                   или выше.

 

              Учитель:  И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством единой мыслью. Свободу Родине! – вот это чувство и мысль. Песни, которые молчат становились оружием в борьбе.

                             Не только песни протеста призывают человека к борьбе, но и те

                  песни, которые хранят память о самом прекрасном и дорогом.

 

                    И закончить нашу беседу я хотела бы строками Ф.М.Достоевского

                   «Красота спасет мир».

 

(На экране – четвертый слайд).

 

           « КРАСОТА  СПАСЁТ  МИР!»     Ф. М. Достоевский

 

 

Оценка деятельности детей.

 

Литература для учителя: 

 

Д.Кабалевский  «Программа по музыке 5 – 7 класс»,

        «Зарубежная музыкальная литература»,

        «Мировая художественная литература»,

        «Маленький словарь музыканта».

 

 

 

Используемый видеоматериал:

«Греция – колыбель архитектуры»,

        «Народные танцы мира»,

        «Олимпиада в Греции».

 

 

Использованы материалы сайтов:

·                   www.art.1001chudo.ru

·                   www.ru.wikipedia.org

·                   www.erudition.ru

 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
54.162.154.91 (54.162.154.91, 54.162.154.91)