На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Учителю"
 Рекомендации учителям-предметникам по работе с пятиклассниками.
 Рефлексия
 Оценивание эффективности воспитательно-образовательного процесса в МУПК и общеобразовательных школах при освоении новой образовательной отрасли «Технология»
 Педагогическое мастерство
 Способности и направления деятельности классного руководителя
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Площанюк Татьяна Васильевна, психолог психоаналитического направления. Центр психологических услуг "Территория личности", г.Киев

Почему дети испытывают трудности в усвоении учебного материала? Этот вопрос наверняка волнует  и родителей, и учителей. Я хотела бы предложить рассмотреть эту волнующую тему, а именно, почему совершенно здоровые дети могут испытывать трудности в обучении?  На мой взгляд, если обратить внимание на психологическую сторону развития ребенка, понять  роль окружения в его воспитании развитии, каким образом приобретенный им эмоциональный опыт иногда может блокировать мыслительный процесс, можно избежать многих трудностей не только в обучении, но и в других жизненных сферах.

Давайте попробуем разобраться, от чего же зависит успешность обучения?

Первое что приходит мне на ум – это семейное пространство, в котором растет и развивается ребенок. Его наполняют всякие повседневные мелочи, без которых невозможно представить ни физическое, ни психологическое существование человека. А именно: как ребенок себя чувствует, здоров ли он, как питается, в общем, как хорошо за ним присматривают. Следующее,  в каких условиях проживает ребенок, есть ли у него своя комната или свой уголок в доме, достаточно ли у него книг, игрушек и т.п. Ну и самый важный  момент – как  складываются взаимоотношения с близкими взрослыми, достаточно ли они проводят времени вместе с ребенком, разговаривают, играют, насколько им комфортно. То есть, дает ли семейное пространство ощущение безопасности и поддержки.

Конечно же, имеют значение и интеллектуальные особенности ребенка. Здесь я имею в виду такие психические процессы как внимание, память, мышление. Очень часто мне приходилось слышать от педагогов, что ребенок не успевает из-за того, что не внимателен, часто отвлекается, и это, в свою очередь,  влияет  на успешное усвоение  материала в целом. Всегда ли это так?

Проводя свои  исследования памяти у неуспевающих учащихся, психолог Н.И. Мурачковский делает такие выводы: дети дают хорошие результаты при запоминании слов, чисел, доступного по содержанию текста, близкого их жизненному опыту. Но если нужно запомнить более сложный текст, где нужно использовать логическую, опосредованную память, тесно связанную с процессом мышления, то  тогда результат, конечно же, оставляет желать лучшего. Так же это касается и заданий по  исследованию внимания. Результаты у неуспевающих детей не хуже, чем у других, лишь показатели концентрации внимания значительно снижены. И это  обусловлено тем, что дети, в силу особенностей своего мышления, не вовлечены в активную учебную работу, им трудно в ней участвовать и поэтому, они часто отвлекаются на посторонние разговоры и вопросы учителя могут застать их врасплох.

Опираясь на свой личный практический опыт работы с детьми можно сказать, что именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания, как часто полагают, являются распространенной психологической причиной неуспеваемости школьников.

Многочисленные психологические исследование (работы  М.М.Акимова, В.Т.Козлова.), подтверждают, что мышление является важнейшим  среди психических процессов,  влияющих на  успешность обучения школьника. Если рассматривать психологические особенности мышления неуспевающих учеников, нужно обратить внимание на их возрастные особенности, а именно на те из них, которые вступают в  противоречие с требованиями школы, особенно на начальном этапе обучения. Что же это за особенности?

1.      Ребенок, придя в школу, обладает конкретным, наглядным мышлением. Чем он  младше, тем больше в его понятии о мире отражаются такие черты, которые воспринимаются непосредственно. Школьное же обучение требует от ребенка умение абстрагировать и обобщать, а это, особенно на первых порах, делается с трудом. Нелегко учащимся выделить основное, существенное, отбросить несущественное при пересказе или усваивая понятие.

2.       Другая особенность детского мышления – неумение рассматривать ситуацию с разных сторон, неумение оперировать одновременно всеми необходимыми для решения задач данными.

3.      В такой сложной деятельности, как установление причинно-следственных  связей дети, рассматривая явление, имеющее несколько причин, обычно называют одну из них, а если из одной причины вытекает несколько следствий, то также указывают не все, а только одно.

4.      Нередко от ребенка при решении учебных задач требуется умение увидеть что-то по-новому. Умение преодолеть «однолинейность» мышления, найти новые направления поиска, повороты мысли в решении учебных задач – важнейшая особенность творческого мышления.

Несогласованность требований школы и возрастных особенностей мыслительной деятельности детей, часто является причиной неуспеваемости определенной части учащихся. Невозможность и неумение преодолевать возникающие при этом трудности в обучении, приводят иногда к отказу от активной мыслительной деятельности. Учащиеся начинают использовать различные способы и приемы выполнений учебных заданий, которые психологи называют «обходными путями». К их числу относятся: механическое заучивание наизусть, выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось какое-нибудь задание раньше, использование подсказки при устном ответе, списывание у одноклассников. Неумение и нежелание мыслить это отличительная черта неуспевающих школьников.

Исследовав трудности, с которыми сталкиваются дети  в учебном процессе, возникает вопрос о готовности детей к школьному обучению. Что же включено в это понятие? Мне кажется, важно обратить внимание на такие ее составляющие: общий физиологический уровень развития, насколько у ребенка проявляется интерес к школьному пространству и взаимодействию с другими вне семьи, познавательную активность, произвольность и саморегуляцию. Незрелость или дисгармоничность в их развитии, является предпосылкой трудностей, с которыми может столкнуться ребенок. Развившись в «интеллектуальную пассивность», как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течении  жизни до школы определенный путь развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям, ведет к очень сложно преодолимым трудностям в обучении.

Что же такое мыслительная деятельность, и какие механизмы человеческой психики влияют на ее течение? В прояснении этого вопроса я буду опираться на труды выдающегося отечественного психолога С.Л.Рубинштейна.

Конечно же, мыслительный процесс – это деятельность, которая направлена на решение определенных задач. Задумываться мы начинаем, когда возникает желание что-то понять, имеется в виду целенаправленная мыслительная работа, а не бесконечное множество  постоянно движущихся мыслей, которые сложно контролировать. И все-таки, любая  мыслительная деятельность  начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия, а ее прекращение, пока  цель не будет достигнута, испытывается человеком как неудача или разочарование.

С тем, как протекает мыслительный процесс, связано эмоциональное самочувствие человека, который мыслит, напряженное вначале и удовлетворенное или раздраженное в конце. Вообще мышление связано со всей психической жизнью человека. Поскольку оно исходит из наших потребностей и интересов, эмоциональные переживания, которые выражаются в отношении  к окружающему миру, включаются в каждый интеллектуальный процесс и окрашивает его. Если чувства очень интенсивны, то нередко мысль, подчиняясь им, нарушается, теряя свое познавательное значение. Было бы неправильно приписывать чувству лишь отрицательную роль. Если эмоциональность подчиняется мыслительной деятельности, то интеллектуальный труд будет более результативным, а чувство,  включенное в мысль, придаст ему остроту.

 

Подытоживая вышесказанное и возвращаясь к названию статьи, хотелось бы обозначить одну из наиболее важных причин трудностей в школьной успеваемости детей. Если личный жизненный опыт ребенка, соприкасаясь с опытом других взрослых, часто имел неудовлетворительный характер, то вероятно, что в своей мыслительной деятельности он также будет испытывать определенные трудности. Эмоциональное состояние напрямую влияет на мыслительный процесс, а эмоциональный жизненный опыт на процесс обучения в целом.

Закончить статью хотелось бы цитатами детского педиатра, психоаналитика, гуманиста  Франсуазы Дольто:

«Школьные неуспехи -  это признак глубокого душевного разлада самого ребенка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями».

«Эффективное чувство уверенности, которое ребенок получает в семье, - вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
18.204.2.53 (18.204.2.53, 18.204.2.53)