На главную Учителям Школьникам Абитуриентам Студентам Родителям Форум Добавить материал Заказать работу Поиск документов
Реклама
Реклама
 Еще статьи из раздела "Руководителю МО"
 Анализ контрольной работы
 Карта посещения занятия кружка / факультатива
 Методическое объединение в школе: цели и задачи
 Положение о методическом объединении учителей-предметников
 Методики, техники и приёмы работы с интеллектуально одаренными детьми в КГОАУ «Школа космонавтики»
посмотреть все статьи раздела

 Автор документа: Михайлова О.В., заместитель директора по УВР; Жукова Т.М., методист КГОАУ «Школа космонавтики», Красноярский край

Великая цель образования  - это не знания, а действия

Герберт Спенсер

Современные образовательные учреждения становятся все более сложной системой, к которой постоянно изменяющийся мир предъявляет  возросшие требования. Сегодня одним из наиболее актуальных направлений работы любого учреждения является создание благоприятных условий для развития способностей одарённых детей.  

Школа космонавтики  является краевой общеобразовательной школой-интернатом по работе с одарёнными детьми, где обучаются ребята со всего Красноярского края. Многие из них - из сельских и отдалённых территорий (где, порой, не хватает учителей той или иной специальности) и уже по этой причине не имеющие возможности получить образование должного уровня. Именно поэтому работу с одаренными детьми  в нашем учреждении  мы выстраиваем, исходя из  следующих принципов:

– дифференцированный и индивидуальный  подход в обучении,   разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка

– обеспечение свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг (спецкурсы, элективные учебные практики, исследовательские лаборатории)

– обеспечение внеурочной деятельности детей через увеличение количества разноплановых кружков, секций, факультативов, клубов по интересам, через работу научно-исследовательских лабораторий, которыми руководят в основном производственники градообразующих предприятий,  и т.п.

– усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися (через интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, в предметных неделях, работу по индивидуальным планам и т. д.)

– создание условий для интерактивного обучения при совместной работе учителя и учащихся, где роль учителя сводится к минимуму (координация и контроль)

Практика показала, что выбранные нами методики, техники и приёмы способствуют росту самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения, что, в свою очередь, связано с их новой ролью и новыми функциями в образовательном процессе. Осознанность и согласованность целей обучения с индивидуальными потребностями учащихся, приобретение ими не только актуальных предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу – вот те важные, на наш взгляд, результаты, которые и обеспечивают достижение целей современного образования.

Для повышения эффективности работы   с интеллектуально одаренными  детьми в школе было введено деление учебного дня на сдвоенные уроки. Это  позволило увеличить плотность изучения материала, внедрить коллективные способы и интерактивные формы обучения, увеличить долю самостоятельной работы обучающихся на уроке и – в результате - изменить объем домашних заданий в сторону уменьшения. У учащихся появилась возможность отработать и закрепить изучаемый материал во время урока, а в качестве домашней работы предлагались индивидуальные задания   творческого характера для развития интеллекта.

Положительные результаты принесло создание   школьной психологической службы и организации эффективного медико-психолого-педагогического сопровождения. Главной целью деятельности такой психологической службы школы стало создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. Ведь нарушение этих условий мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей детей, что ведет к ухудшению их психологического здоровья и вызывает необходимость специальной развивающей работы с ними.

Психологическая служба школы оказывает содействие формированию развивающего образа жизни обучающих, их индивидуальности на всех этапах непрерывного образования, развитию их творческих способностей, созданию у них позитивной мотивации к обучению, а также определению психологических причин нарушения личностного и социального развития.  

Сдвоенные уроки позволили более эффективно использовать часы, отведенные на национально-региональный компонент в федеральном базисном учебном плане, на усиление профильных предметов.

 Каждый педагог школы определил для себя систему работы, которую можно разделить на этапы:

 

- Создание базы данных об одаренных детях (Через работу отдела интеллектуальных соревнований, заочной Школы космонавтики, выездных школ-погружений «Талант», ежегодно проводимых Школой космонавтики, посредством сотрудничества  с районными отделами образования  и непосредственно со школами края создается список одаренных детей. Эта база данных постоянно изменяется и дополняется)

 

 - Выявление способностей и интеллектуального уровня учащихся (Педагогом-психологом проводится диагностика и тестирование поступивших в нашу школу детей. По полученным результатам проводится собеседование с учителями-предметниками, классным руководителем и родителями о потенциальных возможностях детей, предлагаются рекомендации учителям и родителям по особенностям работы с конкретным ребёнком)

 

-Работа с одаренными детьми на уроках (Дифференцированный подход, использование современных образовательных технологий на уроках создает благоприятные условия для активизации познавательной деятельности учащихся, расширения их знаний по предмету. Для развития их интеллектуально-творческого потенциала  активно используются такие образовательные технологии, как проблемное обучение и проектная деятельность. Использование этих технологий помогает активизировать обучение, придавая ему исследовательский, творческий характер и, таким образом, передает учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Работая над проектом, каждый ученик проявляет активность и вносит свой вклад в общее дело, несет ответственность за конечный результат, получает удовольствие от чувства уверенности в себе, от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание. Тем самым у учащихся формируются исследовательские и коммуникативные умения)

 

- Внеурочная работа с одаренными детьми (В связи с современной насыщенностью учебным материалом образовательного процесса невозможно только на уроке создавать условия для полного совершенствования творческих и интеллектуальных способностей. Эту проблему помогает решить дополнительное образование. Система дополнительного образования имеет все возможности для того, чтобы, учитывая индивидуальные особенности и интересы детей, учить всех по-разному. Содержание и методы обучения у нас рассчитаны на направленность (профиль) интеллектуального развития детей, что позволяет скорректировать деятельность педагога дополнительного образования в зависимости от запросов ребенка, а также его конкретных возможностей. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы, при этом никто не "выпадает" из учебного процесса)

 

- Создание портфолио учащегося (Создание "портфеля" индивидуальных достижений учащихся (портфолио)   представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научно-практических конференциях, конкурсах, прохождение элективных или факультативных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений. Направленность создания  портфолио, на наш взгляд, это уже  формирование личности, способной к творческому самовыражению, к активной жизненной позиции, в самореализации и самоопределении, в учебной и воспитательной деятельности. А основной смысл создания портфолио ученика в том, чтобы показать все, на что каждый конкретный ученик способен)

 

Необходимо отметить, что выявление и развитие одаренных учащихся в Школе космонавтики  осуществляется не только через факультативы, кружки, конкурсы, олимпиады, но и через систему воспитательной работы. Для этого используются разнообразные формы работы:

 - ролевые тренинги 

 - предметные викторины 

 - творческие и интеллектуальные конкурсы 

 - мозговые штурмы 

  - интеллектуальные марафоны и т.д. 

Создаются также группы детей для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих индивидуальных заданий. Эффективность работы в этом направлении определяется успехами учащихся на различных интеллектуальных конкурсах и марафонах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях, в различных слётах и акциях, а также  в спортивных соревнованиях разного уровня.

Благодаря такой работе наблюдается положительная динамика заинтересованности учащихся в посещении кружков, растет интерес детей к знаниям, расширяется кругозор учащихся, повышается "качество знаний", развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности учащихся.

Применение различных методик, приёмов и техник для повышения эффективности работы с одарёнными детьми в нашей школе показало, что они не только отвечают современным требованиям к школьному образованию, обеспечивая достижение качественных результатов обучения, но и приводят к повышению мотивированности обучающихся, стимулированию их познавательной активности и творчества, всестороннему раскрытию и развитию способностей.

 

 

загрузка...
Реклама

Все материалы сайта Rambler's Top100

Авторство размещенных материалов администрацией не проверяется.
В случае, если вы являетесь автором какого-либо размещенного материала и вас не устраивают условия размещения,
то обратитесь пожалуйста к авторам проекта для исправления.

При копировании любых материалов с данного сайта, ссылка на сайт - обязательна. | Статьи партнёров

Обратная связь

Ваш IP:
3.227.233.6 (3.227.233.6, 3.227.233.6)